всего самого интерьерного

Синектика – метод групповой генерации идей

19 декабря 2018

Предыстория

Синектика – метод групповой генерации идей, основанный на комбинировании разнородных и даже несовместимых элементов в решении творческих задач. Методика разработана в США Уильямом Гордоном совместно с Джордем Принсом в начале 1950-х годов. 

В 1952 г. исследовательская группа Гарвардского университета в Кембридже (штат Массачусетс) во главе с Уильямом Гордоном обсуждали методику и практику мозгового штурма. Появилось предположение, что индивидуальное творчество имеет множество аналогий с коллективным творчеством. А посредством аналогий всё, даже самое несхожее, оказывается связанным друг с другом, физически, психологически или символически. Сформировалась новая методика, получившая название Синектика (в переводе с греческого языка – «соединение разнородных элементов»).

В 1960 г. Гордон применил методику на практике и основал консалтинговую компанию «Synectics Inc» в Бостоне, которая по настоящее время оказывает услуги по обучению творческому мышлению и разработке инновационных идей. А в 1961 г. автор изложил свою концепцию в книге «Синектика: развитие творческого воображения», ставшую мировым бестселлером среди бизнес-изданий.

Особенности метода

Синектическая методология базируется на социально-психологической мотивации интеллектуальной деятельности коллектива и задает целенаправленную активность. Основной инструмент в решении творческих задач – аналогии, связывающие новую и известную информацию. Мышление развивается путем визуализации и использования сравнений.

Отличительная черта синектики в том, что методика предназначена для решения конкретных проблем, а не направлена на поиск универсальных систематизированных закономерностей. Анализ проблематики осуществляется уже сработавшейся группой специалистов. В синектике поощряется критика, члены коллектива, привыкшие к совместной работе, воспринимают ее адекватно.

Как правило, формируется постоянная группа из 5-7 человек, разных профессий, имеющих от двух специализаций, предпочтительно самых парадоксальных (химик-литературовед, инженер-географ и т. п.). Не менее важно, чтобы участники группы были разных темпераментов и характеров.

Этапы

Синектический метод предполагает ряд этапов проведения за сессию:

  • Формулировка проблемы;
  • Анализ проблематики;
  • Генерирование идей;
  • Перемещение обнаруженных новых идей к проблеме как она дана;
  • Перенос обнаруженных новых идей к проблеме как она понята;
  • Выявление возможностей сгенерированных идей;
  • Развитие и конкретизация наиболее удачной идеи.

Аналогии

Этап генерирования новых идей осуществляется путем приведения четырех видов аналогий:

  1. Прямой – объект сопоставляется со схожими объектами из других областей: культуры (прим. значение – проявление человеческой деятельности) и природы;
  2. Личной – сравнение себя с объектом, необходимо мысленно слиться с предметом;
  3. Символической – представить метафорический образ объекта, раскрывающий его свойства. Формулируется парадоксальная фраза, отражающая суть явления;
  4. Фантастической – в решаемую задачу вводятся фантастические условия. Найдя фантастическое решение, анализируется, что не дает применять его в обычных условиях, как устранить препятствие.

Область применения и адаптация

Наибольшую популярность синектика приобрела в США, где переросла из метода развития творческого мышления в признанную профессиональную деятельность. Однако в России методика не нашла столь широкого применения.

Методология изначально разрабатывалась, как групповая, но она пригодна и для индивидуального применения. В индивидуальной работе метод синектики может стать полезным инструментом для рекламщиков и дизайнеров.

Синектика в дизайне

Николас Роюкс адаптировал методику под сферу дизайна и в 1981 г. издал книгу «Design Synectics. Stimulating Creativity in Design», где изложил основные особенности восприятия. На сегодняшний день синектика используется в дизайне, как теоретическая база формообразования.

Основная концепция синектики в дизайне – использование аналогий, т.е. обнаружение схожих черт у непохожих вещей. Для стимуляции процесса создания новых связей и синтеза идей предлагается использовать 23 триггера.

Триггеры

Каждый триггер акцентирует внимание на построении новых связей:

1. Вычитание 2. Добавление 3. Перенос
4. Эмпатия 5. Оживление объекта 6. Наложение
7. Изменение масштаба 8. Замещение 9. Фрагментация
10. Изоляция 11. Искажение 12. Маскировка
13. Противопоставление 14. Пародия 15. Увиливание
16. Аналогии 17. Гибридизация 18. Метаморфозы
19. Символизм 20. Мифология 21. Фантазии
22. Повторение 23. Комбинирование  

Аналогии подразделяются на логические и психологические:

Логические

Название Пример
Структурные Муравейник, термитник, пчелиные соты – многоквартирные жилые комплексы.
Функциональные Шляпка гриба – механическая конструкция зонтов, зонтичные беседки.
Феноменальные Природная цветомаскировка – камуфляж

Психологические

Название Пример
Сенсорные Соц-арт в интерьерах. Например, плакат «Родина мать зовёт!» – песня «Вставай страна огромная».
Эмпатические Летающие фигуры на картинах Шагала.
Символические
и метафорические
Стилизованные интерьеры с обилием мотивов и символики: древнегреческие, древнеегипетские, восточные.
Фантастические Сюрреалистические интерьеры, предметы и аксессуары в стилистике Дали, Пикассо, Муми-дола.

План работы

  1. Определяется проблема и желаемая цель;
  2. Формулируется и описывается концепция;
  3. Выбирается несколько ключевых триггеров;
  4. Генерируется перечень ключевых слов, характеризующих проблему;
  5. Применяются логические и психологические аналогии;
  6. Генерируется первый уровень абсурдных идей;
  7. На основе первого уровня идей, генерируется второе поколение идей. Без потери оригинальности, необходимо сформулировать их практическое применение;
  8. Из сформулированных вариантов выбирается наиболее интересная версия;
  9. Выбранная версия отрисовывается от руки или создается коллаж;
  10.  Версия доводится до стадии воплощения в реальность.

----------------------

Если вы профессионально занимаетесь дизайном интерьера, смотрите также:

Как создать и чем наполнить сайт для дизайнера интерьера

Как дизайнеру рекламировать свои услуги через блогеров

Как выбрать SMM-агентство или подрядчика на SMM-услугу

Создание товарного знака для дизайнера интерьера

Коммерческое предложение дизайнерам
Авторы