Синектика – метод групповой генерации идей
Предыстория
Синектика – метод групповой генерации идей, основанный на комбинировании разнородных и даже несовместимых элементов в решении творческих задач. Методика разработана в США Уильямом Гордоном совместно с Джордем Принсом в начале 1950-х годов.
В 1952 г. исследовательская группа Гарвардского университета в Кембридже (штат Массачусетс) во главе с Уильямом Гордоном обсуждали методику и практику мозгового штурма. Появилось предположение, что индивидуальное творчество имеет множество аналогий с коллективным творчеством. А посредством аналогий всё, даже самое несхожее, оказывается связанным друг с другом, физически, психологически или символически. Сформировалась новая методика, получившая название Синектика (в переводе с греческого языка – «соединение разнородных элементов»).
В 1960 г. Гордон применил методику на практике и основал консалтинговую компанию «Synectics Inc» в Бостоне, которая по настоящее время оказывает услуги по обучению творческому мышлению и разработке инновационных идей. А в 1961 г. автор изложил свою концепцию в книге «Синектика: развитие творческого воображения», ставшую мировым бестселлером среди бизнес-изданий.
Особенности метода
Синектическая методология базируется на социально-психологической мотивации интеллектуальной деятельности коллектива и задает целенаправленную активность. Основной инструмент в решении творческих задач – аналогии, связывающие новую и известную информацию. Мышление развивается путем визуализации и использования сравнений.
Отличительная черта синектики в том, что методика предназначена для решения конкретных проблем, а не направлена на поиск универсальных систематизированных закономерностей. Анализ проблематики осуществляется уже сработавшейся группой специалистов. В синектике поощряется критика, члены коллектива, привыкшие к совместной работе, воспринимают ее адекватно.
Как правило, формируется постоянная группа из 5-7 человек, разных профессий, имеющих от двух специализаций, предпочтительно самых парадоксальных (химик-литературовед, инженер-географ и т. п.). Не менее важно, чтобы участники группы были разных темпераментов и характеров.
Этапы
Синектический метод предполагает ряд этапов проведения за сессию:
- Формулировка проблемы;
- Анализ проблематики;
- Генерирование идей;
- Перемещение обнаруженных новых идей к проблеме как она дана;
- Перенос обнаруженных новых идей к проблеме как она понята;
- Выявление возможностей сгенерированных идей;
- Развитие и конкретизация наиболее удачной идеи.
Аналогии
Этап генерирования новых идей осуществляется путем приведения четырех видов аналогий:
- Прямой – объект сопоставляется со схожими объектами из других областей: культуры (прим. значение – проявление человеческой деятельности) и природы;
- Личной – сравнение себя с объектом, необходимо мысленно слиться с предметом;
- Символической – представить метафорический образ объекта, раскрывающий его свойства. Формулируется парадоксальная фраза, отражающая суть явления;
- Фантастической – в решаемую задачу вводятся фантастические условия. Найдя фантастическое решение, анализируется, что не дает применять его в обычных условиях, как устранить препятствие.
Область применения и адаптация
Наибольшую популярность синектика приобрела в США, где переросла из метода развития творческого мышления в признанную профессиональную деятельность. Однако в России методика не нашла столь широкого применения.
Методология изначально разрабатывалась, как групповая, но она пригодна и для индивидуального применения. В индивидуальной работе метод синектики может стать полезным инструментом для рекламщиков и дизайнеров.
Синектика в дизайне
Николас Роюкс адаптировал методику под сферу дизайна и в 1981 г. издал книгу «Design Synectics. Stimulating Creativity in Design», где изложил основные особенности восприятия. На сегодняшний день синектика используется в дизайне, как теоретическая база формообразования.
Основная концепция синектики в дизайне – использование аналогий, т.е. обнаружение схожих черт у непохожих вещей. Для стимуляции процесса создания новых связей и синтеза идей предлагается использовать 23 триггера.
Триггеры
Каждый триггер акцентирует внимание на построении новых связей:
1. Вычитание | 2. Добавление | 3. Перенос |
4. Эмпатия | 5. Оживление объекта | 6. Наложение |
7. Изменение масштаба | 8. Замещение | 9. Фрагментация |
10. Изоляция | 11. Искажение | 12. Маскировка |
13. Противопоставление | 14. Пародия | 15. Увиливание |
16. Аналогии | 17. Гибридизация | 18. Метаморфозы |
19. Символизм | 20. Мифология | 21. Фантазии |
22. Повторение | 23. Комбинирование |
Аналогии подразделяются на логические и психологические:
Логические
Название | Пример |
Структурные | Муравейник, термитник, пчелиные соты – многоквартирные жилые комплексы. |
Функциональные | Шляпка гриба – механическая конструкция зонтов, зонтичные беседки. |
Феноменальные | Природная цветомаскировка – камуфляж |
Психологические
Название | Пример |
Сенсорные | Соц-арт в интерьерах. Например, плакат «Родина мать зовёт!» – песня «Вставай страна огромная». |
Эмпатические | Летающие фигуры на картинах Шагала. |
Символические и метафорические |
Стилизованные интерьеры с обилием мотивов и символики: древнегреческие, древнеегипетские, восточные. |
Фантастические | Сюрреалистические интерьеры, предметы и аксессуары в стилистике Дали, Пикассо, Муми-дола. |
План работы
- Определяется проблема и желаемая цель;
- Формулируется и описывается концепция;
- Выбирается несколько ключевых триггеров;
- Генерируется перечень ключевых слов, характеризующих проблему;
- Применяются логические и психологические аналогии;
- Генерируется первый уровень абсурдных идей;
- На основе первого уровня идей, генерируется второе поколение идей. Без потери оригинальности, необходимо сформулировать их практическое применение;
- Из сформулированных вариантов выбирается наиболее интересная версия;
- Выбранная версия отрисовывается от руки или создается коллаж;
- Версия доводится до стадии воплощения в реальность.
----------------------
Если вы профессионально занимаетесь дизайном интерьера, смотрите также:
Как создать и чем наполнить сайт для дизайнера интерьера
Как дизайнеру рекламировать свои услуги через блогеров
Как выбрать SMM-агентство или подрядчика на SMM-услугу
Создание товарного знака для дизайнера интерьера