Закон о защите прав потребителей в сфере дизайна интерьера
Что делать, если дизайнер работу сделал, а клиент не хочет ее принимать? При чем здесь закон о защите прав потребителей и какие его положения необходимо знать дизайнеру, чтобы обезопасить себя от недобросовестных заказчиков. Лекция от юриста в сфере дизайна Елены Кулаковой.
Основные тезисы лекции
ЗАКОН РФ ОТ 07.02.1992 N 2300-1 «О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ» (ЗОЗПП)
Закон о защите прав потребителей применяется, когда заказчиком является физическое лицо (для личных целей), а исполнителем - ИП или ООО.
ст. 16 Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
СТАТЬЯ 10 ЗОЗПП. ИНФОРМАЦИЯ О ТОВАРАХ (РАБОТАХ, УСЛУГАХ)
Обязанность своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию, обеспечивающую возможность правильного выбора (услуги, товара, работы):
- сведения об основных потребительских свойствах;
- цену в рублях и условия приобретения, в том числе при оплате через определенное время после передачи результата потребителю, полную сумму, подлежащую выплате, и график ее погашения;
- гарантийный срок, если он установлен;
- правила и условия эффективного и безопасного использования;
- адрес (место нахождения), наименование вашей организации/ИП;
- информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг).
КАЧЕСТВО ТОВАРА (СТ. 4 ЗОЗПП) ПРОДАВЕЦ ОБЯЗАН ПЕРЕДАТЬ РЕЗУЛЬТАТ:
- Качество которого соответствует договору.
- В договоре не указано - соответствует обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых результат такого рода обычно используется.
- Если заказчик заранее указал конкретные цели, для которых результат будет использоваться - должен быть пригодным для использования в этих целях.
- При продаже товара по образцу и (или) описанию - должен соответствует образцу и (или) описанию.
- Если законами предусмотрены обязательные требования - должен соответствовать этим требованиям.
Права потребителя при нарушении сроков
- назначить исполнителю новый срок;
- поручить выполнение работы (оказание услуги) третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;
- потребовать уменьшения цены за выполнение работы (оказание услуги);
- отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги).
- Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков.
При отказе от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) исполнитель не вправе требовать возмещения своих затрат, произведенных в процессе выполнения работы (оказания услуги), а также платы за выполненную работу (оказанную услугу), за исключением случая, если потребитель принял выполненную работу (оказанную услугу).
Права потребителя при обнаружении недостатков
При обнаружении недостатков потребитель вправе потребовать:
- безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (услуги);
- соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);
- безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы.
- возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.
Удовлетворение требований не освобождает от ответственности в форме неустойки за нарушение сроков.
Если требования по устранению недостатков не исполнены, потребитель вправе:
- отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги);
- и потребовать полного возмещения убытков.
Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора.
Срок предъявления требований – в течение гарантийного срока, а при его отсутствии - в разумный срок, в пределах 2 лет со дня принятия.
Сроки удовлетворения требований
- об устранении недостатков - в разумный срок, назначенный потребителем (в соглашении с исполнителем либо в заявлении потребителя);
- об уменьшении цены, о возмещении расходов по устранению недостатков своими силами или третьими лицами, а также о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы и возмещении убытков в связи с отказом от исполнения договора - 10 дней со дня предъявления.
- о безвозмездном изготовлении другой вещи или о повторном выполнении работы (оказании услуги) - в срок, установленный для срочного выполнения работы (оказания услуги), а если он не установлен,- в срок, предусмотренный договором изначально для исполнения.
Ответственность за нарушение прав потребителей
Общие принципы:
- В соответствии с законом или договором.
- Если иное не установлено законом, убытки подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной законом или договором.
- Уплата неустойки (пени) и возмещение убытков не освобождают от исполнения возложенных обязательств в натуре.
- Освобождение от ответственности - только в случае неисполнения вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям (согласно закону).
- Требования потребителя об уплате неустойки (пени), предусмотренной законом или договором, подлежат удовлетворению в добровольном порядке. Если отказался, то
- При удовлетворении судом требований потребителя - штраф за неудовлетворение в добровольном порядке в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
- Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие подлежит возмещению в полном объеме вне независимо от того, имелись ли договорные отношения.
За нарушение срока (и начала, и окончания всего или этапа) выполнения работ (оказания услуг)или сроков устранения недостатков - 3% от цены за каждый день (час, если срок определен в часах). Если цена договором не определена - общей цены заказа.
Решение проблемы сдачи работ/услуг зависит от этапа:
- Если продумано на этапе заключения договора - проще.
- Если не прописано в договоре или нет договора - сложнее.
Рекомендуемые положения в договор (для сдачи работ)
- Объем работ (этапы, состав, форма результата, вариативность, исходные).
- Сроки (согласования, приемки).
- Порядок направления и приемки (как отправлять? куда отправлять? что отправлять?).
- Ответственность (несогласование - автоматическая приемка).
- Данные заказчика.
Эффективность исполнения обязательств
- для оплаты и приемки - разбиваем на этапы;
- чуть что - сразу пишем (уведомление/претензия);
- все в бумажном виде: на почтовый адрес с описью или лично в руки под роспись
---------------------
Спикер: Кулакова Елена
Более 13 лет юридического стажа
Миссия – облегчить работу предпринимателям и бизнесменам, показав стандартные ошибки и легкие способы их избежать
Состав услуг: сопровождение «бизнеса», в т.ч. регистрация ИП или ООО, анализ рисков, разработка шаблонов договоров, составление писем/ответов/претензий, судебное представительство и др.
+7 952 381-10-27
----------------------
Смотрите также по теме:
ООО или ИП для дизайнера интерьера. От регистрации до прекращения деятельности
Досрочное расторжение договора с заказчиком. Риски и нюансы
Налоги: какую отчетность сдавать и как законно брать оплату у клиента