Налоги: какую отчетность сдавать и как законно брать оплату у клиента

Ксения Гареева, финансовый консультант

Открывая свой бизнес, предпринимателю приходится решать массу вопросов. В список особо важных попадает вопрос о том, какую систему налогообложения выбрать. Ведь от этого выбора зависят многих аспекты бизнеса: какие налоги придется платить и в каком размере, когда и в какие сроки нужно будет сдавать отчетность в налоговые органы.

Можно выбрать одну из нижеперечисленных систем налогообложения:

  • Общая система налогообложения
  • Упрощенная система налогообложения
  • Патентная система налогообложения
  • Самозанятые

Давайте рассмотрим какие налоги придется платить, какую отчётность сдавать если выбрать тут или иную систему налогообложения.

1. Общая система налогообложения (ОСНО)

ОСНО — общая система налогообложения. Она действует «по умолчанию», если при регистрации ИП (ООО) вы не заявите, что хотите перейти на один из специальных режимов. Подходит для всех видов бизнеса.

Какие налоги нужно платить

  • налог на прибыль (20%);
  • НДС (до 20%);
  • налог на имущество (до 2,2%);
  • фиксированные страховые взносы за себя (31,1% от минимального размера оплаты труда при доходе до 300 тысяч рублей и 1% от доходов сверх этой суммы);
  • страховые взносы за сотрудников в пределах суммы, установленной налоговым кодексом (от 15 до 30% — зависит от зарплаты сотрудника);
  • НДФЛ за сотрудников и за себя (13%).

Налоговая отчетность

На ОСНО придется не только платить все вышеперечисленные налоги, но и декларировать их. Декларации по налогу на прибыль и НДС необходимо подавать 4 раза в год: до 28 апреля, 28 июля, 28 октября, до 29 марта - по налогу на прибыль, до 25 января, 25 апреля, 25 июля, 25 октября – по НДС. Отчетность по НДФЛ нужно сдавать раз в год, а вот по страховым взносам отчетности много: какую-то нужно сдавать ежемесячно, какую-то ежеквартально.

Поэтому если есть возможность, лучше переходить на упрощенные режимы налогообложения. О них дальше и поговорим.

ОСНО, Общая система налогообложения
Налоги к уплате
  1. Налог на прибыль (20%)
  2. НДС (до 20%)
  3. Налог на имущество (до 2,2%)
  4. Страховые взносы
  5. НДФЛ за сотрудников
Налоговая декларация
  1. Налог на прибыль – ежеквартально
  2. НДС – ежеквартально
  3. Налог на имущество – ежегодно
  4. Страховые взносы – ежемесячно, ежеквартально
  5. НДФЛ - ежегодно

2. Упрощенная система налогообложения (УСН)

Она же «упрощенка». Самая распространенная среди индивидуальных предпринимателей. Это неудивительно: вести учет и сдавать отчетность по ней проще, чем по общей системе.

Но подходит УСН не всем: доход должен быть не выше 112,5 млн рублей в год, а число сотрудников компании — не более 100 человек.

УСН бывает двух видов:

  • налогообложение доходов (6%);
  • налогообложение разницы между доходом и расходом (15%).

Какие налоги нужно платить

  • налог (от 6% на доход и 5–15% на разницу между доходом и расходом, либо 1% от дохода в случае убытка — ставка зависит от региона);
  • фиксированные страховые взносы за себя (31,1% от минимального размера оплаты труда при доходе до 300 тысяч рублей и 1% от доходов сверх этой суммы);
  • страховые взносы за сотрудников в пределах суммы, установленной налоговым кодексом (от 15 до 30% — зависит от зарплаты сотрудника);
  • НДФЛ за сотрудников (13%).

При этом сумма налога может быть уменьшена на сумму страховых взносов.

Налоговая отчетность

На упрощённой системе налогообложения нужно сдавать только один раз в год до 30 апреля годовую декларацию за предыдущий год и платить авансы по налогу по УСН каждый квартал. То есть в сравнении с ОСНО, где декларации нужно сдавать каждый квартал по нескольким налогам, конечно, УСН намного привлекательнее и значительно упрощает процесс ведения бухгалтерии.

УСН, Упрощенная система налогообложения
Налоги к уплате
  1. Налог (6% с доходов, 15% доходы-расходы)
  2. Страховые взносы
  3. НДФЛ за сотрудников
Налоговая декларация До 30 апреля

3. Патентная система налогообложения (ПСН)

Кроме УСН индивидуальный предприниматель может воспользоваться патентной системой налогообложения. Для этого нужно приобрести патент. Патент дает право на конкретный вид деятельности на ограниченное время — от 1 до 12 месяцев.

Покупать сразу на год патент не обязательно, можно купить патент на месяц. Сумма налога зависит не от вашего дохода, а от потенциально возможного годового дохода бизнеса — то есть того дохода, который заложен в стоимости патента. Цена патента за год (то есть размер годового налога) — 6 % от этой суммы патента.

Подойдет патентная система предпринимателям из сферы товаров и услуг с годовым доходом не выше 60 млн рублей и небольшим штатом— не более 15 человек. Также такую систему можно выбрать для нового небольшого бизнеса — если вы хотите понять, будет ли спрос, можно купить патент на 1–2 месяца и понять перспективы.

Какие налоги нужно платить

  • 6 % от стоимости патента;
  • фиксированные страховые взносы за себя (31,1% от минимального размера оплаты труда при доходе до 300 тысяч рублей и 1% от доходов сверх этой суммы);
  • страховые взносы в ПФ за работников — 20% от их зарплаты (в исключительных случаях, например, небольшие магазины и кафе – 30%);
  • НДФЛ за сотрудников (13%).

Налоговая отчетность

Патентная система налогообложения, не требует заполнения и сдачи налоговой декларации — легче документооборот, меньше бюрократии.

ПСН, Патентная система налогообложения
Налоги к уплате
  1. Налог (6% от стоимости патента)
  2. Страховые взносы
  3. НДФЛ за сотрудников
Налоговая декларация Не сдается

4. Самозанятые

Нововведение последней пары лет - самозанятые. Согласно закону самозанятый — это человек, который платит специальный налог на профессиональный доход (НПД). При этом не нужно дополнительно отчислять НДФЛ или налог на прибыль.

Сейчас получить статус самозанятого могут жители 23 регионов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Московской, Ленинградской, Калужской, Воронежской, Волгоградской, Нижегородской, Новосибирской, Омской, Ростовской, Самарской, Сахалинской, Свердловской, Тюменской и Челябинской областей, Красноярского и Пермского краев, Ненецкого, Ханты-Мансийского, Ямало-Ненецкого автономных округов, Башкирии и Татарстана.

В других регионах с 1 июля 2020 года налог на профессиональный доход может быть введен решением местных властей.

Для того чтобы стать самозанятым нужно зарегистрироваться в приложении «Мой налог», в личном кабинете на сайте налоговой или через мобильное приложение одного из уполномоченных банков.

Статус самозанятого сохраняется если профессиональный доход за год не превышает 2,4 млн рублей, самозанятый не должен иметь в штате работников.

Какие налоги нужно платить

  • 4% от суммы продаж физическим лицам;
  • 6% от суммы продаж юридическим лицам.

Эти ставки не будут меняться до конца 2028 года.

Налоговая отчетность

Налоговую декларацию подавать не нужно.

Самозанятый
Налоги к уплате Налог на профессиональный доход (4% или 6%)
Налоговая декларация Не сдается

Как видите, режимов налогообложения достаточное количество, можно выбрать оптимальный именно для вас, с минимально возможными налогами, без необходимости сдачи деклараций.

Итак, с налогами, отчетностью, разобрались. К вам стали приходить клиенты, оплачивать оказанные услуги. Но вот вопрос, как правильно должен быть организован процесс оплаты?

Форма оплаты клиентом. Наличные, безналичные

В современном мире существует несколько форм оплаты товаров и услуг. Их можно разделить на:

  • платежи наличными
  • безналичный расчет

Исходя из того в какой организационной форме вы ведете бизнес: вы самозанятый, индивидуальный предприниматель или компания, будет завесить организация приема платежей от клиентов.

Самозанятые

Наиболее простой и минимально трудозатратный метод приема платежей у самозанятых. Если вы самозанятый, то вы просто принимаете платежи наличными, переводы на карту, оплату на электронные кошельки, либо переводы на расчетный счет. После получения денег любым из вышеописанных способов, вы должны в мобильном приложении «Мой налог» завести платеж и сформировать чек, по итогу месяца заплатить с заработанных сумм налог. Сумма налога рассчитывается в приложении автоматически, вам останется только оплатить ее по истечении месяца, в котором вы получили оплату. Все очень просто, и требует минимальных временных затрат.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица

Согласно 54-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица могут принимать денежные средства от клиентов, как в наличной, так и в безналичной форме только через онлайн-кассу.

Без онлайн-кассы ИП и компаниям работать нельзя. Однако есть исключения: ИП без наемных работников могут установить онлайн-кассу в 2021 году, а пока работать по договору.

Если вы ИП или юридическое лицо, то вам нужно:

  • купить онлайн-кассу и фискальный накопитель к ней;
  • подключиться к оператору фискальных данных, чтобы он передавал данные о продажах в ФНС (подробную информацию о подключении можно смотреть на сайте nalog.ru);
  • выдавать чеки при каждой покупке.

Наличные платежи

При наличии онлайн кассы, вы можете принимать оплату от покупателей наличными, выдавать им чек, а данные о покупке в автоматическом режиме будут направляться в налоговый орган.

Безналичная оплата

В настоящее время все более востребованными становятся безналичные платежи, без них сложно представить работу современной компании или индивидуального предпринимателя.

Безналичные платежи могут осуществляться:

  • платежом на расчетный счет
  • платежом на электронный кошелек.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица могут принимать оплату сразу на расчетный счет. Для этого нужно заключить договор с контрагентом, выставить ему счет, подписать акт. Если вы работаете исключительно с безналичными платежами, то есть оплата происходит путем оплаты с расчетного счета покупателя на ваш расчетный счет, то онлайн-касса не нужна.

Однако, если платит физическое лицо или покупатель перечисляет деньги с карты, вносит их в кассу наличными, то онлайн-касса должна быть.

Деньги поступают на расчетный счет, но как ими пользоваться? Можно выводить их на ваш личный расчет счет переводом или можно получать их на карту. Если вы ИП и хотите получать деньги с вашего расчетного счета на банковскую карту, вы должны:

  • открыть банковскую карту;
  • привязать ее к вашему расчетному счету;
  • деньги, полученные на расчетный счет, провести через онлайн-кассу;
  • расходовать деньги с расчетного счета с помощью банковской карты.

Получить деньги на расчетный счет юридического лица просто. Вывести их оттуда на личные нужды сложнее — нужно будет выплатить себе зарплату.

Можно выплатить деньги как дивиденды, если у вас акционерное общество. Но для этого придется проводить собрание акционеров и решать, кто и сколько получит. У ИП таких проблем нет — они просто тратят деньги с карты, привязанной к расчетному счету, или выводят наличку — это тоже разрешено.

Как принимать деньги на карту

В офлайне просто — клиент производит оплату по номеру карты, счета или телефона, к которому она привязана. Он переводит деньги через банкомат или интернет-банк (мобильный банк).

При оплате онлайн клиент производит оплату стандартно через онлайн-кассу.

Электронный кошелек

Есть еще один способ получения денег от клиентов – электронные кошельки. ИП и юридические лица по 161-ФЗ должны при регистрации корпоративного кошелька указать сведения о себе, привязать кошелек к расчетному счету и сообщить об открытии в ФНС.

Как принимать деньги на электронный кошелек. Оплата производится по реквизитам кошелька или по QR-коду, который направляет человека по ссылке на оплату в электронный кошелек.


Прогресс не стоит на месте, а вместе с ним развиваются финансовые технологии. Еще десять лет назад никто бы и не подумал, что для того, чтобы оплатить покупки в магазине нужен будет телефон. Чем быстрее развиваются технологии, тем больше становиться способов оплаты товаров, услуг. А это значит, что у вас становится больше возможностей подобрать вариант оптимальный именно для вашего бизнеса.

Поделиться статьей: