Инструменты генерации идей
Существует ряд инструментов, используемых на первых ступенях инновационного проекта. Приведем ниже несколько методик, помогающих в генерации идеи.
1.«Шкатулка»
Методика помогает освободить спонтанные мысли, возникающие в процессе генерации идей. Участникам необходимо высказать все, что пришло в голову, а ведущему структурировать эти мысли.
Продолжительность: 45 минут.
- Администратор оглашает задачу по текущему проекту и просит членов группы выписать первую, посетившую голову, мысль на листок.
- Ведущий приглашает двух участников выступить перед коллективом. Они зачитывают свои мысли и прикрепляют листки к «доске идей».
- Группа выслушивает предложения. Если в процессе рождаются новые идеи, они выписываются на листок и алгоритм повторяется.
2.«Маскарад»
Методика основывается на карикатурном подражании типичным представителям целевой аудитории, выбранной для мозгового штурма.
Продолжительность: 45 минут.
- Организатор предлагает группе выделить типы людей:
- нервный покупатель, переживающий из-за инфляции на товары;
- руководитель производства, безразлично относящийся ко всему, кроме потокового производства;
- инженер-конструктор, который отказывается от расчета смет на используемые материалы, т.к. считает, что это не входит в его обязанности;
- жадный директор, неготовый выделять необходимую сумму на проект.
- Участники разбиваются на группы из 3-5 человек и стараются максимально вжиться в роль представителя целевой аудитории.
- Членам групп необходимо продумать все детали их роли: чем она увлекается, где живет, как ведет себя на работе, какая у нее семья и так далее.
- Организатор просит участников от лица отведенной им роли придумать идеи по текущему проекту.
- Идеи записываются на листки и собираются организатором.
3.«SCAMPER»
Метод постановки вопросов, стимулирующих генерацию идей. Базируется на концепции, что все новое является модификацией уже существующего. «S.C.A.M.P.E.R» – аббревиатура, составленная из семи первых букв основных подходов для генерации идей.
Продолжительность: 45 минут.
Название |
Значение |
Вопрос |
S (Substitute) |
Замещение |
Как изменить размер и вид продукта? Что если заменить состав и материал? |
C (Combine) |
Комбинирование |
Как совместить задачу с чем-то еще? С чем продукт сочетается? |
A (Adapt) |
Адаптация |
На что похож продукт? Что если взять за основу аналогию из иной сферы деятельности? |
M (Modify) |
Модификация |
Что в продукте можно оптимизировать и модифицировать? |
P (Put to Other Uses) |
Поиск другого применения |
Как еще может использоваться продукт? |
E (Eliminate) |
Устранение |
Какие основные черты можно устранить или минимизировать в продукте с целью дальнейшего развития? |
R (Rearrang) |
Изменение порядка |
Что если изменить последовательность действий на обратную? |
- Администратор оглашает вопросы, затем предлагает членам группы изложить мысли на бумаге.
- Организатор приглашает по два человека рассказывать свои предложения. Листки с идеями крепятся к доске.
- Процесс продолжается, пока не выступят все участники.
4.«Ромашка»
«Ромашка» – метод ассоциативного мышления, используется для изучения контекста в инновации. Сердцевина цветка – конкретное слово, лепестки – ассоциации.
Продолжительность: 30 минут.
- Определяются основные концепции:
- Перечислить и выписать основные концепции инновации;
- Придумать названия для концепций;
- Выделить три основные концепции.
- Вопросы:
- С чем ассоциируется концепция?
- Перечислите аспекты концепции?
- На что похожа концепция?
- Лепестки – ассоциации выкладываются вокруг концепции.
- Организатор просит участников на основе ассоциаций, создать новые идеи и выписать их на листки.
- Организатор приглашает двух членов коллектива выступить перед группой.
- Процесс длится, пока не выступят все участники.
- Алгоритм повторяется с оставшимися выведенными основными концепциями.
5.«Мимикрия»
Методика помогает решать технические вопросы инновационного продукта, основываясь на подражании живой природе.
Продолжительность: 30 минут.
- Группе задается вопрос: «Что из живой природы напоминает предмет инновации?»
- Администратор записывает озвученные варианты.
- Выбирается одно название предмета или животного, которое наиболее заинтересовало группу.
- Опираясь на название, участники придумывают идеи и характеристики для инновационного продукта и записывают их на листок.
- Процесс повторяется, пока не закончатся предложения.
- Рассматриваются выписанные на листки мысли, анализируется набор их качеств.
6.«Супергерои»
Методика стимулирует фантазию участников путем имитации способностей супергероев. Позволяет мысленно выйти за грани реального мира и его ограничения.
- Группе задается вопрос: «Какой супергерой из мультиков/комиксов/фильмов вам нравился в детстве?».
- Участники смотрят на инновационный продукт с точки зрения вымышленного персонажа.
- Организатор просит участников ответить на вопрос: «Какие идеи предложил бы ваш герой?».
- Участники выписывают свои ответы на листок.
- Алгоритм повторяется, пока у участников не закончатся идеи.
7.«Абсурд»
Группе показывается предмет, несвязанный с темой мозгового штурма: ножницы, статуэтку кошки, игральные кубики и пр. Неожиданный предмет становится объектом изучения участниками.
Продолжительность: 30 минут.
- Участники по кругу передают друг другу предмет.
- Администратор предлагает членам группы выделить оригинальные черты предмета.
- На основе обозначенных характеристик, участники создают новые идеи для текущего проекта.
- Администратор просит группу записать мысли на листки.
- Алгоритм повторяется, пока у участников не исчерпаются идеи.
8.«Инновационные предложения»
Методика используется для поиска источника вдохновения на этапе генерации идей.
Продолжительность: 45 минут.
- На «доску идей» прикрепляются от пяти до десяти листков с описанием инновационных предложений.
- Организатор приглашает участника (автора предложения) рассказать группе о своем открытии.
- На описание наиболее перспективных предложений отводится около трех минут, на остальные – не более одной минуты.
- После прослушивания описания предложений, ведущий предлагает группе выписать появившиеся идеи, каждую на отдельный листок.
- Организатор приглашает по два человека рассказывать о своих идеях и прикреплять их на «доску».
- Процесс длится до момента, пока не выступят все участники и не иссякнут предложения.