Российский бренд мебели Archpole: минимализм, универсальность и экология

27 мая 2022

Основатели бренда Archpole создали мебельный Trade-in и принимают старую мебель на переработку, а также делают изделия из старых джинсов и советских заборов. Одна из основателей бренда Анна Сажинова рассказала об оригинальных идеях бренда, особенностях запуска бизнеса в кризис, новых возможностях и вере в российский рынок.

Бренд Archpole в 2008 году основали архитекторы Анна Сажинова и Константин Лагутин. Вместе с командой они создают архитектурные пространства, дизайн интерьера и мебели. В ассортименте студии уже более 500 моделей стульев, столов, кроватей, диванов, стеллажей и стильных манекенов. А президент бренда — кот Том, талисман и главный критик.

Посмотреть все товары Archpole и поддержать бренд можно здесь.

С чего начался ваш бренд?

Archpole появился в 2008 году, когда мы с моим коллегой Костей Лагутиным заканчивали МАРХИ. Название бренда состоит из двух корней: «АРХ» как архитектура — наша профессия, образ мыслей, и «ПОЛЕ» — безграничное количество наших интересов: архитектура, искусство, дизайн, фотография — все, что связано с творчеством.

Мы всегда хотели заниматься дизайном, продумывать все до мельчайших деталей, но не быть производителями. Но тогда, 14 лет назад, мы не нашли производств, которые могли бы сделать мебель по нашему дизайну: не было тренда на ручной труд, где-то было слишком дорого, а кто-то просто не брался. И мы начали делать мебель сами, прямо в квартире на кухне пилили бревна. Костин диплом мы уже делали как часть проекта бюро вместе с нашими друзьями и сотрудниками. Потом уже у нас появилось собственное пространство, где мы проводили свои мебельные эксперименты.

Сложно было выйти на рынок? Начать продавать свою мебель?

Это стоило много труда. Когда мы создавали бренд, был кризис. Но так как это было наше первое дело, мы особо о трудностях не думали, просто шли к своей мечте. Когда ставишь глобальные цели, невольно по дороге все проблемы перескакиваешь как кочки, потому что тебя несет на всей скорости. Все получилось за счет желания и этакого юношеского максимализма.

Ваш дизайн очень минималистичен. Чем вы вдохновлялись, когда его создавали?

Это наше чувство пространства — такая чистая минималистичная лаконичная геометрия. Она близка архитектуре, оттуда она и перешла в мебель. Я бы сказала, что для нас мебель — это маленькая архитектура. Масштаб другой, но подход тот же. Так как мы архитекторы, мы не можем просто придумать стол или стул. Мы придумываем интерьер, под который разрабатываем мебель.

Шоурум Archpole

В интерьеры каких стилей впишется ваша мебель?

Я бы сказала, что мебель Archpole подойдет под любой интерьер. Наши изделия просты, лаконичны и сделаны из натуральных материалов — они не навязывают какой-то конкретный кричащий стиль, с которым сложно сочетать другие вещи. Наоборот, он создан как конструктор для пространства. В интерьер с мебелью Archpole может попасть и комод в классическом стиле, и предмет яркого сложного дизайна.

Например, у нас есть коллекция «Минимализм», которая состоит из чистой геометрии — консоль из этой коллекции подойдет даже в дворцовый интерьер. Наши предметы как современные минималистичные дома в городе, которые легко сочетаются с классикой.

При этом у Archpole такая широкая линейка размеров, функций и цветов, что из нашей мебели можно составить любой самостоятельный интерьер в доме, квартире, офисе или ресторане.

Расскажите немного о вашем производстве. Есть ли у него какие-то особенности?

Кроме функции, стиля и красоты во все, что мы создаем, мы вкладываем понятие экологичности и безотходности производства. Например, сейчас разрабатываем стол и все обрезки распиливаем на деревянные кирпичи, которые пойдут на подстолья для столов. Таким образом у нас, во-первых, не будет мусора, а во-вторых, нам не нужно будет закупать новый материал: один предмет становится донором для другого. Так мы спасаем природу и не тратим лишнего, делая мебель доступнее.

С какими материалами вы работаете?

Мы работаем с дубом, березовой фанерой и сталью. Это все такие простые прочные природные материалы. Для мягкой мебели мы используем кожу и деним. К нам даже можно прийти со своими джинсами — мы сошьем из них стул. Так что если жалко расставаться с любимыми, но старыми джинсами, мы с радостью подарим им вторую жизнь.

Стул барный Chocolate Moon из черного денима. Источник — сайт Archpole

Мы используем еще один интересный материал — доски, которые использовались еще в советское время. Это старые обвалившиеся деревянные заборы, которых было очень много, и доски от которых люди просто выбрасывают. На самом деле это идеальный материал для мебели: очень прочный, который 50 лет стоял под солнцем, дождем, закалялся природой и ветром. Это абсолютно сухая, прочная доска красивого серебряного цвета, как будто поседевшая от солнца. Естественно, такая доска требует много обработки, ее нужно чистить, калибровать, но при этом из нее получаются уникальные столы.

Кстати, сейчас такая доска становится трендом. Но мы узнали о ней больше 10 лет назад случайно. Нам пришел материал на старом разваливающемся палете, и все наше внимание было скорее приковано к палету, чем к материалу. Мы быстро поняли, что к чему, и снарядились на охоту за подобными досками. Причем это реально была охота: мы садились в машину и ехали искать старые поваленные заборы. «Раскулачивали» друзей, у которых в сарае эти доски валялись без надобности. Сейчас уже появились организации, которые продают старую доску оптом, и мы заказываем там.

Вы работаете только с российскими материалами или есть что-то, что закупаете за рубежом? Как сейчас обстоят дела с поставками?

Дерево и металл у нас российские. Но, например, в склейке мебельного щита из дуба или в фанере есть импортный клей. Сейчас этот материал растет в цене, но, надеюсь, произойдет перестройка, и найдется какой-то другой клей. Оборудование и запчасти у нас немецкие. И много-много расходных материалов, например, даже каждый кусочек наждачной бумаги мы тоже закупали за рубежом. Фурнитуру раньше мы использовали австрийскую, но сейчас перешли на Китай, потому что австрийскую больше не поставляют.

В любом случае я думаю, что рано или поздно мы сможем найти замену всему, что уйдет с рынка. Если никакой фурнитуры не будет, мы придумаем новую коллекцию, в которой ящики будут вообще без фурнитуры, как сто лет назад. Кризисы нужно воспринимать как возможность и повод для творчества.

Смогут ли, по вашему мнению, российские производители заменить предложение ушедших с рынка иностранных компаний?

В плане мебели, думаю, точно. Крупные иностранные игроки ушли с рынка — люди будут искать что-то новое, присматриваться к разным российским производствам, которые раньше не замечали. Причем многие бренды окажутся лучше ушедших.

Мы, например, можем предложить решение для любого интерьера и решить любую задачу. У нас широкая линейка мебели, отделок, размеров — для каждого стола можно выбрать цвет металла и дерева, размер. Еще у нас широкий ассортимент крючков, аксессуаров для ванны и кухни, разных прикольных деталей — часов, рогов, украшений, декора.

Вы упомянули, что ваши изделия можно увидеть в разных видах пространств, в том числе в кафе и ресторанах. Какие изделия чаще всего покупают?

Самый популярный у нас предмет — стул Fullmoon из березовой фанеры с круглыми кольцами на сидении. Его можно встретить во многих кафе, ресторанах и барах по всей России.

Манекены тоже популярные. Мы придумали их еще в 2010 году, когда разрабатывали пространство для универмага «Цветной». Мы не нашли манекен, который подошел бы нам по стилю, поэтому создали своего. С тех пор его покупают для магазинов, шоурумов, кафе и для дома — он также может выполнять роль вешалки или охранника при входе.

Шоурум Archpole

Вы ввели систему мебельного Trade-in. Как это работает? Сохранится ли эта система в будущем?

Да, она останется. Изначально мы создали ее, чтобы мебель Archpole не оказалась на помойке. Бывают разные ситуации — например, ресторанам нужно периодически обновлять интерьер, менять стилистику и, соответственно, менять мебель.

По системе Trade-in нам можно сдать любую нашу мебель и получить кэшбэк на покупку новой у нас. Мы ее переделаем и продадим заново. Еще у нас есть услуга реставрации. Когда мебель становится старше, ее ценность не теряется, а, наоборот, растет.

Планируете ли выходить на иностранные рынки?

Мы регулярно участвуем в европейских выставках дизайна, и можно сказать, что там мы намного популярнее, чем здесь. Там дизайн — часть культуры, людям не надо ничего объяснять, наша мебель воспринимается абсолютно естественно и с восторгом. Но до сих пор мы были на европейских рынках только в формате выставок, лекций, семинаров и общения с прессой — развивали имиджевую часть. Посмотрим, что будет дальше. Мы хотим выходить на иностранный рынок и расширять границы, но и в России еще много неосвоенных территорий.

На вашем сайте нельзя не обратить внимание на главного героя — кота Тома. Кажется, что бренд с президентом-котом просто не может быть неуспешным. Откуда пришло такое решение?

Это наше управленческое ноу-хау. Том делает наш шоурум уютным и веселым и вдохновляет всех на творчество. Наши сотрудники носят его на руках. Вот мы с Костей что бы ни делали, такого не добьемся.

Вообще любовь к котам прослеживается у нас во всем. У нас есть кровать-кот, комоды-коты, пуф-кот. Котик выгравирован на каждом предмете мебели, встроен в каждый стул, комод. Кроме символа-кота на каждом изделии написано название бренда, год издания и подпись мастера, который отвечал за производство предмета. Я всегда так отличаю подделки нашей мебели — заглядываю под стул и ищу гравировку с котом.

В самом начале существования нашего бренда мы делали брошки в виде котиков, которые дарили друзьям на праздники, участвовали в первых маркетах на Винзаводе с ними. Всего у нас четыре кота: Диеткошка, Обнимун, Похвостист и Дикий зверь. Они стали нашими символами, потому что мебель у нас простая, лаконичная, а это такой достаточно сложный персонаж.

Мисочка для котиков и не только. Источник — сайт Archpole

Могли бы вы дать рекомендации молодым российским дизайнерам, с чего начать и как сделать так, чтобы бренд стал узнаваемым и востребованным на рынке?

Я считаю, что самое главное — верить в себя, доверять своей интуиции и вкусу, слушать свой внутренний голос. Понимать, что ты хочешь делать, и делать это, не идя на компромиссы и, естественно, вкладывая все силы. Надо много трудиться, чтобы чего-то добиться. Но если цель поставлена верно, то идти вперед не так сложно, так как это становится твоей мечтой. А так, всякие тренды, рецепты — ерунда, это все неважно, второстепенно и очень индивидуально, особенно когда каждый день все меняется. Поэтому нужно делать то, что ты чувствуешь.

Авторы