всего самого интерьерного

Интервью с Алисой Минкиной (MONTLY): об образовании, новаторских идеях и развитии бизнеса в индустрии дизайна

28 октября 2019

Алиса Минкина – промышленный дизайнер, преподаватель Британской высшей школы дизайна. В 2015 году Алиса выпустила коллекцию Sagano bamboo furniture – мебель из бамбукового шпона, выполненную по уникальной технологии. Проект получил золото A'Design Awards в 2017 году. Большой успех вдохновил Алису на продолжение линейки, и совместно с Алексеем Ус она основала бренд MONTLY, выпускающий дизайнерскую мебель.

Предметный дизайнер Алиса Минкина

Design BasicDecor встретился с Алисой Минкиной и узнал секреты, как дизайнер находит новаторские идеи.

Мебель и светильники MONTLY, фото Алексей Польский

Мебель и светильники MONTLY, фото Алексей Польский


Design BasicDecor: Ваша сфера – это промышленный или предметный дизайн?

Алиса Минкина: Я бы сказала, это что-то смежное. Промышленный дизайн – больше про технологии, а предметный – про объект, эргономику. Я стараюсь в своих предметах делать акцент на технологию, на поиск нестандартных решений. То есть не создавать объект, а находить материал, из которого я могу что-то сделать, и только потом понять, что это будет за предмет.

Табурет из скрученного шпона

Почему решили заниматься промышленным дизайном, что вас мотивировало?

Я всегда была довольно творческим человеком. Сначала училась в художественной школе, где рисовали академические рисунки: композицию, головы гипсовые… Потом поняла, что хочу делать дизайн. И сначала даже смотрела на интерьерный, расставляла мебель, как все дети рисовала картиночки веселые.

Затем нашла «Британку» (Британская высшая школа дизайна – прим. Design BasicDecor), съездила на день открытых дверей, поняла, что очень нравится образование, очень понравился их нестандартный подход в обучении.

Во время учебы нужно было выбрать одно из направлений, и нас привели однажды в мастерскую «Британки». Я на все это посмотрела, увидела, как работают станки и поняла, что хочу работать с этими станками.

Хотели в практику?

Да, я была покорена их подходом. Думаю: «Все, супер, надо идти!». Ну и, собственно, попробовала, очень понравилось. И мне кажется, Британка помогла развить все нестандартные качества работы с дизайном вообще.

Светильник Montly

Есть планы продолжить образование?

Да, может быть, если где-нибудь получить мастер. Но еще пока не понимаю, где и в какой области, что было бы интересно для себя открыть. Поэтому не смотрела, не искала. Наверное, больше как систему образования я рассматриваю не вузы, а стажировки в различных компаниях. То есть когда можно всю кухню увидеть изнутри и вообще понять – твоя сфера или нет.

Российский мебельный бренд

Как появилось название MONTLY?

Не искали какое-то определенное название, которое что-то значило. Просто хотели, чтобы оно отображало нашу мебель и наш дизайн, и MONTLY все это показывает. Идеальное сочетание нежности и стиля.

Стул из скрученного шпона

Как пришла новаторская идея технологии?

Был дипломный проект, который все придумывают себе сами. То есть студент понимает, какое направление его интересует. Ведь промышленный дизайн – это довольно глубокая область, можно выбрать различные направления, от каких-то проводочков, технологий до мебели.

Мне всегда была интересна работа с новыми материалами. И я изучала все в этой области, ставила различные эксперименты, смотрела, что можно сделать. И однажды, когда совсем уже отчаялась, экспериментировала со шпоном, смотрела, что это за материал, что с ним можно сделать, что получить. Я сидела дома и скручивала бобиночку из бумаги. И когда я ее так чуть-чуть выгнула – это просто было озарение! Я на нее смотрю и думаю: «Вау! Так это можно сделать из шпона!»

Бабины скрученного шпона

На следующий день пошла в Британку, попробовала все это сделать – скрутить, сформовать. Первые эксперименты были из той же бумаги, чтобы понять, работает или нет. С того момента все закрутилось, завертелось.

Старалась изначально сделать нестандартный продукт. Сразу было понятно, что технология подходит 100% для ламп, столиков. Они не требуют большого напряжения и это сработает. Поэтому первым моим продуктом был стул, на котором я проверила можно ли и насколько долго сидеть, насколько подходит эргономика, какие формы можно получать.

Первый стул, естественно, не получился, он был супергигантским. Но на нем я проверила технологию, что это да, работает. Можно экспериментировать дальше и получать остальные формы.

Производство мебели MONTLY

Что в начале карьеры было сложнее всего?

Самое сложное – найти партнера. Были предложения, на выставках интересовались люди, спрашивали, хочу ли я продвигать это, продавать кому-то. Продавать сто процентов не хотела, хотела продвигать сама. Но не находила именно партнера, чтобы я чувствовала, что и он понимает, насколько это важный продукт и что с ним можно делать и как экспериментировать.

Надо было почувствовать, что это мой человек, он чувствует и воспринимает развитие компании так, как воспринимаю его я. Алексей как раз идеально подходит, потому что мы думаем о развитии, о создании новых предметов в одном направлении. Он отвечает за коммерческую часть, а я за дизайн и производство. Но тем не менее мы обсуждаем дизайн и развитие вместе, так как это взаимосвязанные вещи. Поэтому и важно чтобы партнеры воспринимали развитие компании в одинаковом направлении во всех областях.

Награды бренда MONTLY

В 2017 году коллекция Sagano bamboo furniture получила приз A'Design Awards


Что для вас сейчас главное в этой работе?

Развитие компании. Поиск новых направление и, конечно же, покорение мира.

Представьте, если вам сейчас позвонит компания мечты и пригласит к себе на работу. И в этот же момент вы понимаете, что еще вот полгодика и вы взорвете рынок, и второго шанса такого не будет.

Тогда, наверное, выберу свое, вряд ли пойду к кому-то работать. Здесь же главное верить и делать то что любишь. А когда ты любишь свое дело, это значит, что успех обязательно будет.

Это серьезный риск.

Да. Но лучше один раз обжечься на своем, чем потом понять, что ты не взял шанс, который у тебя был. Мне очень важно свое, поэтому я, наверное, предпочитаю больше работать с кем-то в коллаборации, чем на кого-то.

Мебель для дома из дерева

Фото Алексей Польский


Получается, вы себя расцениваете не только как промышленный дизайнер, но и как бизнесмен?

Да! Ну очень интересная сфера. Там как в дизайне тоже надо действовать, делать выводы, пробовать, рисковать. Почему бы и нет. Но дизайн, конечно же, всегда будет главным.

Подвесной дизайнерский светильник

Как проходит ваш рабочий день?

Наверное, он слишком насыщенный. Когда нужно съездить и за комплектующими, и проследить, как рабочие работают, и создать новый дизайн, и все-все-все.

Как проснулась, уже обычно сижу в машине. И если езжу куда-то, это какие-нибудь закупки, общение с клиентами, работа над своими проектами по промышленному дизайну, встреча с заказчиками.

Оригинальный компьютерный стол и кресло из дерева

Фото Алексей Польский


Что вас вдохновляет сейчас?

Сейчас это технологи. Чем больше мы производим продуктов, тем больше приходит понимание того, что можно сделать. Мы стараемся находить какие-то нестандартные решения. Так у нас произошло с квадратными стульями, столами, тумбочками. Мы поняли, что можно брать основу и скручивать шпон вокруг нее. Ведь шпон сам по себе скручивается в круг, в квадрат его никак не сложишь. Так мы открыли второе направление этой технологии.

Креативные аксессуары для офиса

А как рождается проект, технология? Это креативный штурм?

Сейчас нам, как любой коммерческой организации все диктует рынок. Мы понимаем, чего у нас не хватает: стульев, столов, ламп. То есть понимаем сначала направление. Дальше понимаем, какой предмет мы можем сделать и думаем, как получить ту форму, которая нам нужна или соединяем формы, которые у нас есть.

Что является рутиной в вашей работе? Есть правило 20х80: 20% творчество, 80% - рутины.

80% рутины – да. Иногда даже слишком зашиваешься в рутине и понимаешь, что нужно из этого выходить, что уже не генерируешь ничего.

Сейчас рутина – это слежение за производством. Смотреть, как делают предметы, проверять качество, контролировать людей, каждый процесс, чтобы предмет создавался правильно, следить, чтобы все материалы, с которыми они работают, им были доступны.

Конечно, это нужно делегировать, но пока не получается.

Надо вырастить или найти сотрудника?

Все-таки вырастить. Потому что вряд ли можно найти кого-нибудь. Даже люди, которые работают с деревом, приходят, но они вообще не понимают, что здесь происходит. Что это за предмет, который как-то надо еще и ошкурить. Большая проблема не только найти специалиста, но и найти с ними общий язык.

Подвес из дерева

Над чем сейчас работаете?

Мы никогда не останавливаемся развивать нашу линейку. И хотим еще отойти немного от технологии и произвести мебель, схожую по дизайну, но из других материалов.

Мебель для семьи

Фото Владислава Лузанова


Кто ваш клиент?

Наш клиент – это женщины, мужчины в возрасте от 35 до 45 лет, в основном из крупных городов, с семьей, но либо с одним ребенком, либо без детей.

У вас дома стоит ваша мебель?

Да, конечно, у меня дома прототипы всех изделий, которые я делала.

Барные стулья, дизайн Алисы Минкиной

Фото Владислава Лузанова


Почему люди должны это купить?

Нестандартная форма, необычное решение – это основное, что людей привлекает. Все хотят найти обычный стул, но с какой-то изюминкой. Все это скрывают, но все хотят обычный стул. Никто не хочет мебель, которая выглядит как арт-объект.

А у вас необычные стулья?

Они, может, по внешнему виду не очень обычные, но они довольно стандартные. То есть ничего супервызывающего. Нет стула в виде шара, который находит на второй шар. Люди в итоге выбирают себе домой что-то попроще.

Какой канал продаж сейчас самый эффективный?

Наверное, это дилеры. Instagram двигает продажи.

Зеркало для дома по уникальной технологии

Что читаете?

Из книг очень люблю специализированную литературу, которая помогает усовершенствовать знания. Сейчас читаю книгу по Grasshopper (программа по созданию параметрической архитектуры). Это также мотивационные книги, но больше, все-таки, предпочитаю читать для знаний.

Ваш любимый инструмент?

Шлифовальная машинка.

С кем из знаменитых дизайнеров, с какими брендами хотели бы поработать?

Очень нравится Alessi. И нравится не то что дизайн, а скорее мотивированность Карима Рашида. Нравится его стратегия, работа, то, как он себя позиционирует как дизайнер.

Бутылка для вина Stratus, дизайн Карима Рашида

Бутылка для вина Stratus, дизайн Карима Рашида


Если говорим о дизайне, мне нравится Филипп Старк и его эксперименты с материалами. Стратегия – это то, как человек позиционирует себя, с каким брендами работает, насколько свободно он может позволить себе создать дизайн для них.

Например, бутылка вина. Никто не создаст безумную, в виде разбитой бутылки, как сделал Карим Рашид. И ни одна компания ни у одного дизайнера это не купит, а у Карима Рашида купила.

19 Светильник AIM CABLE-PLUG Flos

Какой самый интересный объект или предмет за всю историю дизайна?

Светильник AIM CABLE-PLUG Flos

Светильник AIM CABLE-PLUG Flos


Каким, на ваш взгляд, профессиональным качеством должен обладать дизайнер?

Способностью экспериментировать. Иногда люди упираются в материалы, которые им доступны: фанера, дерево. И в этом направлении как раз и смотрят.

У голландских дизайнеров есть курс в институте, когда они должны изобрести новый материал. Это помогает нестандартно мыслить и находить необычные решения, новые формы. Я думаю, что за этим будущее.

Как вы заставляете себя нестандартно мыслить?

Всегда задаю себе вопрос: что бы я никогда в жизни не соединила с этим материалом? Когда я смотрю на фанеру, я думаю, что можно влить в фанеру, вырезать из нее, открыть все самые неожиданные решения.

Мебель дизайнера Алисы Минкиной

Как будет развиваться предметный дизайн в России?

У нас сейчас сложно с этим. Спрос пошел, но он все-таки слабо появляется сравнительно с тем, как он все-таки мог появиться. И нужно работать над стоимостью. Очень важно не замыкаться в себе, если ты дизайнер. Нужно развивать и бизнес-составляющую.

Цена должна быть низкой настолько, насколько она затрагивает целевую аудиторию и дает ей возможность купить сам продукт. Даже если объект отличного качества из отличных материалов, можно поставить стоимость пониже и потом ее постепенно увеличивать. То есть ничего сверхъестественного. Главное – это правильный продукт для правильного рынка. А вкус и восприятие объектов сейчас уже развивается.

Купить мебель и светильники  MONTLY можно в магазине BasicDecor.

Коммерческое предложение дизайнерам
Авторы