всего самого интерьерного

Эргономичный стул «Григорий». Интервью с победителями конкурса «Придумано и сделано в России»

27 октября 2019

Продолжаем рассказывать о победителях конкурса «Придумано и сделано в России». В категории «Мебель» номинации «Дизайн-прототип» победил стул «Григорий». Его автор, Юрий Марин, возглавляет мастерскую «ЛУБ», изготавливающую мебель, предметы интерьера и арт-объекты из дерева.

Стул Григорий, мастерская ЛУБ

Юрий, расскажите о ваших проектах.

В 2015 году мы с товарищем Романом Коваленко организовали мастерскую «ЛУБ», чтобы реализовывать свои проекты самостоятельно, сотрудничать с другими дизайнерами и мастерами. В основном мы делаем авторскую мебель и предметы интерьера из дерева.

На данный момент мы работаем в разных городах – Роман в Питере, я в Калуге, но нам это не мешает.

Российские дизайнеры

Юрий Марин и Роман Коваленко


Еще с братом Вовой Мариным делаем игрушки "Рашн Деревяшн". За основу берем персонажей русских народных сказок и лесных животных. Сейчас мы их модернизировали и скоро сделаем релиз.

Почему вы решили заниматься предметным дизайном?

Мне нравится работа с формой, люблю руками что-то мастерить.

Какое у вас образование?

Я закончил факультет графического дизайна в Обнинском Политехникуме. Нам повезло с преподавателями, и группа была сильная. Многие из ребят стали крутыми профессионалами, мы до сих пор поддерживаем связь, иногда делаем совместные проекты.

Потом я поступил на факультет «Дизайн мебели» в СПбГХПА им. А.Л.  Штиглица, в народе "Муха". Там очень сильная прикладная школа – кузнецы, керамисты, стекольщики, мы работали с деревом в мастерских. Правда, там программа не обновлялась наверное годов с 70-х. Мне кажется, многие государственные вузы этим страдают. От нас требовалось все проекты чертить вручную и  делать отмывки акварелью, никакой работы с программами. Их приходилось осваивать самостоятельно.

Что в начале карьеры как дизайнера сложнее всего?

Для меня сложнее всего искать заказы, рекламой заниматься. Если брать именно рабочий процесс, то каждый раз разные сложности возникают.

Что для вас самое главное в работе сейчас?

Решить поставленную задачу. Хорошо если это удается сделать так, чтобы самому было интересно.

В вашей работе есть рутина?

Да, конечно, думаю что это неотъемлемая часть работы дизайнера. Даже если тебе повезло и ты делаешь только интересные проекты, чтобы получилось хорошо, нужно сделать кучу эскизов, учесть все технические нюансы, изучить аналоги, убедить заказчика или найти компромисс, подготовить чертежи и визуализации. Это большой труд.

Стул «Григорий», созданный вами, стал победителем конкурса «Придумано и сделано в России».  Расскажите, для кого этот объект?

Была идея сделать стул на котором можно долго сидеть, работая за компьютером, чтобы спина не болела. А вообще, это просто удобный стул. Думаю он для всех подойдёт.

Деревянный стул Григорий

Как пришла такая идея?

Я много сидел за компьютером и у меня болела спина)

А ещё я тогда открыл для себя таких дизайнеров как  Марсель Брейер, Алвар Аалто, Илмари Тапиоваара и прочих. Мне понравилось, как они используют гнутоклеееную фанеру и решил сделать что-то в таком духе.

Потом я узнал, что был такой шведский врач–гигиенист Бент Акерблом. Он в 1948  году опубликовал работу, в которой утверждал, что человечество сидит неправильно. Он выяснил, что человек постепенно соскальзывает со строго горизонтально расположенного сиденья, а чтобы предотвратить это, напрягает мышцы спины и ног.

Проведя ряд исследований, Акерблом выстроил линию спинки стула и сиденья, максимально соответствующую физиологическим характеристикам человека (опора под поясницу вкупе с наклонным сиденьем).  Эту линию я взял за основу проекта.

Из каких материалов сделан стул?

Основание из дуба, сиденье и спинка выполнены из единого фанерного элемента. Сначала создается форма, так называемая «цулага», на которую слоями накладывают шпон или тонкую фанеру, промазывая каждый слой клеем. Затем этот «бутерброд» прессуют, пока он не высохнет. Так получается гнутоклееная фанера. В остальном сборка осуществляется стандартными столярными приёмами.

Стул Григорий

Конкурс положил начало Галерее предметов российского дизайна. Дайте определение термину  «Российский дизайн».

Я перефразирую одного умного человека: дизайн является отражением культурных, экономических и социальных процессов, происходящих в стране. Наша ресурсная экономика не заинтересована в производстве и, следовательно, в дизайне. Таким образом, отечественный дизайн представлен силами разрозненных энтузиастов.

Мнение Жюри

Ольга Косырева, дизайн-критик, руководитель «Дизайн-лектория Ольги Косыревой», председатель жюри конкурса

Стул «Григорий», на первый взгляд, очень простой. Всего лишь фанерка, четыре ножки, из всех фишек — только волнистая спинка. Так рассуждают люди, привыкшие к эффектному и даже кричащему дизайну, который бросается в глаза, сразу притягивает внимание, хорошо смотрится на страницах журналов.

Удобный деревянный стул

Но дизайну необязательно быть таким. В наш инстаграмный век это неплохо, но необязательно. На самом деле, у нас даже профессионалы часто забывают, что дизайн — это не только форма, но и содержание, не только красота, но и польза, функция, практичность. И поэтому дизайнерские конкурсы так трудно судить по картинкам — они «продают» внешность, но не отвечают на множество других вопросов.

А вот стул «Григорий» подкупил именно своей волнистой спинкой, которая оказалась очень эргономична. Если сказать просто: он чрезвычайно удобен. Когда садишься на него, кажется, что он прямо подстраивается под тебя. Хотя он, конечно, остаётся, каким был. И благодаря тому, что члены жюри имели возможность увидеть не картинки, а сами вещи, у этого стула появился шанс на победу: мы на нем посидели и дружно сошлись, что он достоин победы.

Коммерческое предложение дизайнерам
Авторы