Интервью с Любой Тепцовой, участником конкурса «Придумано и сделано в России»

27 февраля 2019

В феврале завершилась выставка «Придумано и сделано в России». На ней были представлены работы российских дизайнеров, принявших участие в одноименном конкурсе. Один из экспонатов выставки – работа художника-орнаменталиста Любы Тепцовой.

Люба Тепцова

Специально для BasicDecor журналист и художник Дмитрий Мишенин подготовил интервью с Любой, в котором поговорил о русских (а на самом деле транснациональных) орнаментах, а также важной роли традиции в актуальном искусстве и современной моде.

Дмитрий Мишенин: Ты начала рисовать портреты и пейзажи и пришла к орнаментам или сразу начала с орнаментов и так не добралась до натюрмортов? 

Люба Тепцова: Я самоучка и рисую, сколько себя помню. 
Но в детстве меня отдали в музыкалку, за что огромное спасибо моим родителям - мой мозг оказался навсегда "оцифрован" музыкальной логикой. Думаю, это был поворотный момент. Потом филология в СПБГУ, где даже стены учат, и заочное искусствоведение в Академии Художеств им. Репина. Классического художественного образования я так и не получила, и в этом есть свой плюс: ничто не отвлекает меня от главного - от моих крестиков и ромбиков. Оглядываясь назад, я понимаю, что это была идеальная образовательная траектория: мой художественный стиль стал моей философией - эдакий синтез жанров, перекрёсток дисциплин.

Конечно, Орнаменты появились не сразу. Были эксперименты с маслом, графика, акварельные пейзажи и многое другое. А потом случился какой-то инсайт. В один день, в один час я вдруг решила, что буду рисовать и изучать только Орнаменты. С тех пор меня не отпускает.

Интервью с художником-орнаменталистом Любовью Тепцовой

Рисование узоров и рисование как жанр живописи это разные вещи?

На мой взгляд, рассматривать Орнамент как художественное явление - это как смотреть на красивое здание только сверху. Для меня Орнамент – это скорее природное явление, одним из проявлений которого является его художественная форма. 

Ты дочь кинорежиссёра, создавшего классический фильм нашего времени «Господин оформитель». На тебя влияет искусство твоего отца? Есть место в твоём орнаментальном творчестве для Санкт-Петербургского декаданса? 

О да! Творчество моего отца, его философия и эстетика уже неотделимы от меня самой. Мы слишком похожи - осанка, внешность, образ мысли. Думаю, моя мистическая "одержимость" своим делом, некое миссионерство, стремление донести до людей высокую исцеляющую идею — это все его влияние. И, конечно, перфекционизм и суровая самокритика. И вот это его любимое: "Очень хорошо, а теперь ещё сто раз так же!" Мой творческий рост - во многом его заслуга. 

Кстати, одно из самых ранних воспоминаний детства это как раз премьера Господина Оформителя на тв. Мне было 4 года. Поздняя ночь, я сижу в темноте и передо мной танцуют эти белые тени под музыку Курехина… Потом я заснула, но культурный шок остался на всю жизнь. 

Кто придумал одеть скульптуры в Павловске в твои вещи и устроить фотосессию с ними? Расскажи, как это происходило.

Да, со скульптурами вышла забавная провокация! Зато стало ясно, что лучшая модель - это статуя. Вообще-то, мы пришли в парк снимать материал для видеоролика о том, как я создаю орнаменты. Мы искали геометрию и фактуры в природе, но мимо статуй пройти не смогли. У меня в голове сразу возник этот кадр: застывший холодный пейзаж и статуя в центре, как страж на границе миров, потом спецэффект вроде пиксельного шума на долю секунды, и мы видим ту же композицию, только статуя уже в пальто. Мне, кажется, это просто красиво и загадочно. Мистика, параллельные реальности... обожаю это дело. Не знаю, войдёт ли этот кадр в основной ролик, но мы точно сделаем из этого отдельную зарисовку, а может, и целый проект. 

Работа художника-орнаменталиста Любови Тепцовой

На сегодня какие твои основные достижения в искусстве орнамента? Сколько вещей сделано? Какие это вещи? Где они выставлялись? Кто их носит? В каком виде они живут - предметы быта, одежда, эскизы? Гонорары и награды тебя не обходят стороной, и ты можешь немного рассказать о своей официальной карьере? 

Я занимаюсь Орнаментами уже почти 10 лет, но в очень спокойном и совершенно некоммерческом режиме. За это время я успела создать больше сотни узоров, которые воплотились в самых разных форматах. На моем счету татуировки, настенные росписи, фарфоровая посуда, предметы мебели, мягкие игрушки и очень много одежды. На Олимпийский играх в Бразилии наша спортсменка выступала в шлеме с моей ручной росписью. В моих платьях ходят на светские приёмы, выходят замуж и рожают детей. Серьёзно!

А вот официальная моя карьера, похоже, только начинается. Этой зимой в Москве проходила выставка "Придумано и сделано в России" во Всероссийском музее декоративного искусства. Там можно было увидеть пальто с моим принтом в окружении других достойных экспонатов. Ребята в музее делают великое дело - возрождают национальную культуру в современном формате. Я очень рада, что оказалась в их поле зрения.

С кем ты сотрудничала из людей смежных профессий, пытаясь продвинуть идею орнамента в жизнь? 

Пожалуй, самым неожиданным было предложение выступить в роли художественного редактора целого журнала. Ребята из блога "Русская Деревня" хотели выйти за рамки инстаграма и искали новый формат для накопившиеся информации. Как оказалось, актуальные русские традиции – это очень живая и востребованная тема. Это была долгая и кропотливая работа, но в результате у нас получился волшебной красоты результат. Там каждая страница и каждая иллюстрация в своём орнаменте – просто сказочный сундучок, наполненный драгоценным знанием! 

Ещё был забавный случай, когда моя подруга и фотограф Алина Тарабаринова пришла ко мне за помощью - негативы одной фотографии были испорчены пятном на самом видном месте. Любой отпечаток выходил с браком, а кадр был предназначен для важной выставки в Корее. Пришлось превратить пятно в орнаментальную абстракцию, чтобы вывести фотографию на новый художественный уровень и оправдать её присутствие в экспозиции. Результат превзошел все ожидания, а из той истории вырос целый проект, пока еще неизданный.

Художник Любовь Тепцова

Орнамент ближе к живописи или науке? Это красивый набор образов или таблица символов? В общем, это психоделическая картина или множество Бенуа Мандельброта? 

Я думаю, что как раз ровно посередине. И вся эта история с фракталами, сравнительно молодая, по сравнению с искусством Орнамента, сильно укрепляет меня в моей вере. 

Если в живописи, по сути, нет канонов и каждый волен класть мазки на холст как ему угодно (сегодня, кстати, многие злоупотребляют этой свободой), то орнамент не может существовать без строгого соблюдения определенных закономерностей. Орнамент как явление универсален и проникает в десятки самых разных научных областей, от психологии до физики. При этом Орнамент остается прежде всего художественным, образным языком, не чуждым импровизации и фантазии. Здесь налицо удивительный синтез искусства и науки. Меня это просто сводит с ума.

В чем главная разница орнамента сейчас и тогда? Тогда это был быт и понятный язык, а сейчас экзотика и забытый алфавит? 

Совершенно верно, главная разница в том, что Орнамент в нашей народной культуре всегда был чи-та-е-мым языком, понятным целому сообществу, то есть инструментом для передачи мифологической, исторической, календарной, личной и какой ещё угодно информации. Наши прабабушки точно знали, кому и зачем и с какими помыслами вышита каждая рубаха в их сундуке. Именно это знание, обязательно переданное через несколько поколений, само по себе уже придавало вещам "обереговый эффект". Психосоматика и накопительный эффект в действии! Но ХХ век всё смешал. Орнамент потерял свою сакральную функцию метаязыка, и стал чисто декоративным приемом. Удивительно, как быстро это произошло… Всего каких-то 100 лет и мы как слепые котята в темноте, не знаем, к какой субкультуре, стилю одежды или духовному гуру себя отнести, выбор только растет, а вместе с ним и общий невроз. А ведь нам просто генетически, буквально биологически необходимо питать себя именно из традиционной культуры, которой тысячи лет. Я не шучу, это чистая прагматика, никакой патриотической лирики. Но об этом можно часами...

Может быть, тогда стоит наполнить старую форму свежим содержанием? Сериалами, современной музыкой, компьютерными играми и соц. сетями? Чтобы сделаться понятней и ближе к людям? Делать орнаменты из узнаваемых эмодзи и лого …

Думаю, что как раз наоборот. Надо обязательно создавать новую форму, и твоя идея с цифровыми символами – это один из вариантов, такой стилистический прием, заточенный под определённую аудиторию. А вот содержание этой новой формы должно оставаться коренным, традиционным. Потому что оно целебное, на мой взгляд. И самое важное - та сознательная составляющая, которая была утеряна в ХХ веке. Вот эти три элемента - новая форма, старый смысл и знание этого смысла - как залог успеха, формула обновления традиции. Я практикую именно этот подход. Я создаю личные орнаменты, похожие на народные, или совершенно в иной стилистике, и наделяю их смыслом, который понятен и приятен этому человеку, смыслом, который я черпаю во всем богатстве нашей народной культуры. Такие вещи хочется хранить, передавать по наследству, красота узора всегда радует глаз, а знание смысла только усиливает эффект. Через 30-40 лет у ваших внуков появится обереговая рубашка прабабушки, созданная скорее вашим воображением, чем моими руками… новая народная одежда.

Эскизы орнаменталиста Любы Тепцовой

Как ты видишь развитие своего дела? В виде моделей одежды и капсульных коллекций с внедрением орнамента в современные вещи? Или создание арт-объектов?

Тут сложно сказать, кто кого развивает, я свое дело, или оно меня. Я откликаюсь на самые разные предложения и с каждым разом выхожу на новый уровень, это очень увлекательно. 

Одежда - любимый формат! Я постоянно что-нибудь шью или расписываю, скоро будет первая капсула, если возрастет спрос, то я буду выпускать микропартии вещей, не более 5-10 штук. Я вижу смысл только в очень лимитированных тиражах и суперличном подходе. Обязательно классные коллаборации, выставки эскизов, создание видеороликов или даже мультиформатные показы одной вещи, почему нет? 

После одежды орнамент распространяется на интерьер и бытовые предметы, уходит в архитектуру... И тут у меня в планах все что угодно, от заводских брэндмауэров до русских печей. Очень люблю расписывать стены в комнатах и наблюдать, как пространство вибрирует по-новому после появления орнамента. 

По сути, любой объект с орнаментом — уже арт-объект. 

Перечисли семантические основы, которыми ты оперируешь в начале пути, приступая к работе. Что ты любишь больше всего ? Снежинки? Спиральки? Треугольники? Геометрию или молекулярную физику и химию? Что служит фундаментом в работе? И это всегда ручной труд? Нецифровой? 

Когда я приступаю к работе над орнаментом, я всегда сперва воспринимаю неявный, смутный образ. Вывести такое на бумагу можно только руками. Получается такой вид издалека, очень общая композиция и основные акценты. Потом я рисую еще 2-3 варианта, чтобы у заказчика был выбор, но в 9 случаях из 10 мы выбираем первый образ. Это уже проверено годами. Удивительный факт.

Затем я наполняю родившуюся форму смыслом. Здесь я в первую очередь обращаюсь к ритуальным вышивкам Русского Севера. Уже доказано, что именно эти вышивки сохранили наибольшее количество архаичных, древнейших сюжетов. Дева с птицами на руках, или дерево с цветами - это все не просто фантазия художника, это глубочайшие символы, архетипы, родные нашему подсознанию.

Есть удивительное исследование, согласно которому на каждый период в году у крестьян русского севера были свои узоры. То есть были узоры для песен плодородия и узоры, сопровождавшие рождение новой жизни, узоры максимальной активности и узоры покоя. Например, костюм женщины на протяжении первого года после свадьбы (подразумевается первая беременность) был сплошь украшен вышивками только из периода плодородия. Мне нравятся эти тонкие связи и древние метафоры, я вижу в них много смысла.

Но мне и этого мало, мне кажется ценным сегодня напоминать людям о значении древнерусских букв, о простых народных пословицах. Меня вдохновляют емкие и ритмичные заговоры, так же сильно как некоторые математические теоремы, которые не противоречат этим заговорам, а скорее подтверждают их действенность. А теория симметрии кристаллов -так это просто бомба! буквально, справочник смыслов.

Орнамент может исцелять? С его помощью можно колдовать? Им можно приворожить? Им можно защитить? 

Для такого важного дела одного орнамента мало, нужен комплексный подход. 

Я полагаю, что орнамент может вести себя как карта памяти. Ваша вера в него и ваше удовольствие от его разглядывания накапливаются в узоре. Чем чаще вы на него смотрите, тем более «целебным» он становится.

Мне не нравится слово "оберег", оно вводит в заблуждение. Я сторонник теории, что мы сами несем ответственность за каждую секунду нашей жизни и ничто не может нас уберечь от ударов, предназначенных судьбою для нашего собственного развития. При этом я верю в силу мысли. Она вполне материальна и есть очень интересные научные эксперименты на эту тему. Вообще, любопытно наблюдать как некоторые древние понятия, еще сто лет назад попадавшие в категорию средневекового бреда, сегодня возвращаются в научную среду. Например, эфир как тончайшая невесомая материя.

Сегодня ни одна современная теория о фундаментальных законах вселенной не обходится без понятия эфира как переносчика взаимодействия. Я думаю, нас ждет уйма классных открытий в подобном роде. 

Работа художника Любы Тепцовой

Ты занята исключительно русскими орнаментами или на самом деле нет русских орнаментов и есть единый транснациональный орнамент общими и разными фрагментами разбросанный по всему миру? 

Для меня сакральная сокровищница смыслов и вдохновения это все-таки русская народная культура и русский орнамент, как её часть. Это безмерно богатый источник, происхождение которого уходит в слишком далёкую древность. В такую же древность уходят корнями мексиканские и индийские узоры, часто идентичные вышивкам Русского Севера. А через костры на летнее солнцестояние прыгают даже в Африке. Сегодня такие совпадения это загадка, которая никого не волнует, но я уверена, что корни у этого знания единые. Так же как у всех индоевропейских языков (германские, славянские, романские, иранские, балтийские и др. группы, всего 2,7 млрд человек!) есть общий праиндоевропейский язык. А как быть с тем фактом, что индийские санскритологи в экспедиции по русскому северу понимали без переводчика говор вологодских бабушек, потому что те говорили на чистом санскрите?! Ты прав, по миру разбросаны обрывки чего-то загадочного и очень древнего, транснационального и общечеловеческого. Просто в русской народной культуре сохранилось больше всего следов. Я счастлива что родилась именно здесь и говорю на русском языке.

Чем ты вдохновляешься в работе? Какими художниками или музыкантами? Учеными и артистами? От чего хочется творить? 

Есть такая молодая наука – дизайн человека. Согласно этой системе сфера моих интересов безгранична и я могу вдохновиться чем угодно. Это действительно так. Меня может "накрыть" в любой момент. Сухая трава на снегу или Малявин в Русском музее, ночной Петербург в июне или песня группы КИНО...даже пешеходы в метро могут на секунду выстроиться в узор, который я тут же нацарапаю на салфетке и понесу домой как зеницу ока. У Циалковского есть потрясающая статья "Воля вселенной", очень меня вдохновляет. Она как раз о том, о чем орнамент, о космической логике. Очень тонкая философия. Ну, конечное же, Суриков, Билибин, Васнецов, Эшер, Бердслей, Бакст и всё собрание Русского этнографического музея ... А когда я слышу народные песни в правильном исполнении я просто рыдаю от вдохновения! Честное слово. 

Как ты именуешь сейчас свою фирму, бренд или студию? Где базируешься? Расскажи немного про свой рабочий день и клиентов? 

Мой бренд – это мое имя. Кроме меня никто не может сделать мою работу. Пока что. Когда-нибудь я накоплю достаточно опыта, преодолею своего внутреннего интроверта и начну делиться знанием. А пока на моей визитке написано «Люба Тепцова ornamentы». Все буквы в слове орнаменты латинские, кроме последней «ы». Такой намек на универсальность этого явления и на его корни, ближе всего к которым оказалась русская культура. 

Сейчас у меня есть маленький шоу-рум, голубая гостиная в старинном особняке на Английской набережной в Петербурге. Там удивительная атмосфера - старинные зеркала, много книг, прялки и полумрак. Такой мистический салон, мое место силы. Здесь я рисую, читаю, смотрю на Неву, встречаюсь с теми, кому интересны мои работы. Здесь можно примерить кое-какие вещи, потрогать руками ткани и вышивки. Полистать альбомы с узорами и поговорить о вечном. Моя работа неспешная, для хорошего личного орнамента нужна личная встреча, или как минимум хорошая переписка, в которой устанавливается связь между мной и заказчиком. Слава Богу, тема моя настолько специфическая, что те, кто приходит ко мне, как правило, уже «на волне». 

Орнаменталист Люба Тепцова, работы

Есть ощущение, что ты состязаешься с природой? Подсматриваешь и улучшаешь, если требуется. Как природа создаёт снежинки, не повторяясь в строении кристаллов? Не возникает мысли, что ты продавец снежинок и занимаешься в итоге тем, что заявлял Платон Андреевич в фильме твоего отца? Делаешь работу за того, с нимбом? 

Дима, какой хороший вопрос! Всегда сверяюсь с папиным фильмом, как с инструкцией - не преступаю ли грань? не заражаюсь ли вирусом гордыни? Насколько мое искусство чистое и честное? До сих пор ответ один: только покорное и бескорыстное исполнение высшей воли вселенной, как у Циолковского в той статье. 

А если серьезно, то я православный человек и думаю, что сделать работу за того с нимбом просто невозможно. Это как если бы молоток думал, что он может сам забить гвоздь, без руки человека. Это наивно. На все воля Аллаха, как говорит мой муж.

Коммерческое предложение дизайнерам
Авторы
статья дня
Освойте DIALux EVO с нуля и начните профессионально проектировать освещение. Практический онлайн-курс для дизайнеров, архитекторов и инженеров поможет освоить программу от основ до готовых проектов с визуализацией и расчетами по нормам. За 4 модуля вы научитесь работать с интерфейсом, создавать 3D-модели, проводить точные светотехнические расчеты и разрабатывать эффективные проекты освещения для клиентов.
2025-10-15 14:42:46