всего самого интерьерного

Как работают зарубежные сервисы-экосистемы на рынке дизайна

01 декабря 2021

Ремонт для каждого человека — это стресс. Приходится контролировать дизайнеров, подрядчиков, искать стройматериалы, отделку и мебель, решать проблемы с поставщиками.

Чтобы сократить цепочку и решить весь цикл задач, связанных с ремонтом, потребители все чаще выбирают экосистемы. Это сайты, объединяющие множество продуктов и услуг, с помощью которых потребители решают вопросы комплексно. У них нет необходимости обращаться куда-то еще.

В России пока нет таких сервисов, а компании Азии уже давно продвинулись в этом направлении. В статье разберем, как устроены экосистемы Китая, Кореи и Индии. Такой анализ поможет спрогнозировать вектор развития рынка DIY в России, так как опыт зарубежных сервисов существенное влияет на развитие мировой отрасли.

Как работает экосистема

Цель экосистемы по обустройству дома — связать поставщиков и потребителей на одном сервисе для быстрого и качественного удовлетворения потребности обеих сторон. Пользователю не придется идти за товарами и подрядчиками на сторонние сайты.

Такая платформа не просто содержит базу дизайн-студий, бюро, строительных фирм и каталогов мебели. Если пользователь не хочет обращаться к профессионалам, платформа предлагает онлайн-программы, заменяющие услуги. Здесь же пользователь может получить консультацию банка по кредитованию ремонта, а также заказать услуги сборщиков мебели, сантехников, электриков и других специалистов.

Рассмотрим, что предлагают экосистемы на каждом этапе ремонта.

Если пользователю нужен дизайн-проект,

на сайте он может:

— Найти дизайнеров.

Каждый дизайнер создает на платформе портфолио, куда выкладывает проекты, описывает услуги и указывает цены.

Выбрать дизайнера можно на основе отзывов и рейтинга. Рейтинг дизайнера рассчитывает сама система, основываясь на ряде факторов. Среди таких факторов — количество работ в портфолио, оценка заказчиков, количество ссылок на статьи, где дизайнер или дизайн-студия выступали экспертами или авторами.

Каталоги устроены так, что можно отфильтровать базу, исходя из города, типа помещения, цены за кв метр.

Внутри платформы пользователь может позвонить дизайнеру, оставить заявку на консультацию или индивидуальный дизайн-проект.

— Оставить заявку на дизайн-проект.

Можно не искать исполнителя, а подробно описать задачи и подождать, пока откликнутся дизайнеры.

— Выбрать готовую 3D-визуализацию из базы типовых проектов.

Помимо того, что пользователь выбирает понравившийся интерьер по стилю, цвету и типу помещения, система может рассчитать стоимость такого проекта на основании заданных пользователем габаритов помещения.

— Самостоятельно создать проект в 3D-планере.

С помощью сервиса можно сделать проект своего интерьера самостоятельно, используя пошаговые инструкции и каталог 3D-моделей мебели, декора, света и других товаров.

— Научиться дизайну.

Например, пройти краткий курс для «недизайнеров» или посмотреть образовательные материалы по темам. Примеры уроков: «Как рисовать стены», «Как делать поэтажный план», «Как использовать программную библиотеку», «Введение в освещение и рендеринг».

Пользователь может пройти путь от новичка до «мастера боевых искусств».

Также платформы предлагают блоги для клиентов, в котором представлено огромное количество статей и руководств по выбору любых товаров для дома, статьи о ремонте, декоре и отделке помещений.

Если пользователь хочет сделать ремонт,

с помощью экосистемы он может:

— Найти строительную компанию.

Строительные компании так же, как и дизайн-студии, загружают портфолио, информацию о себе, награды, дают ссылки на статьи с упоминанием фирмы. Пользователь видит отзывы и рейтинг.

Внутри сервиса можно связаться с представителем фирмы, проконсультироваться или оставить заявку.

— Оставить заявку на ремонт.

Пользователь описывает задачи, прикрепляет дизайн-проект и собирает отклики от строителей, готовых сделать ремонт по ТЗ. Далее связывается с понравившимися подрядчиками и выбирает исполнителя на основе разговора.

— Рассчитать количество материалов, чтобы самостоятельно отремонтировать квартиру.

Если не хочется связываться со сторонними организациями, а сделать все своими силами, пользователь может рассчитать в программе количество строительных и отделочных материалов.

Все строительные материалы можно купить здесь же, на платформе.

Если пользователю нужна комплектация,

в экосистеме можно:

— Найти декоратора или дизайнера, готового заняться комплектацией.

— Подобрать товары вручную из каталога.

На платформах выложены сотни тысяч товаров во всех категориях: мебель, декор, электротехника, сантехника, бытовая техника. Можно выбрать товары, пользуясь параметрами фильтра, как в обычном интернет-магазине.

— Оставить поставщикам заявку на комплектацию.

Производители и поставщики подбирают необходимые товары по дизайн-проекту пользователя.

— Выбрать товары на этапе создания 3D-визуализации.

Если пользователь сам делает проект с помощью 3D-планера, программа сразу предлагает реальные товары из каталогов.

— Найти товары по фото.

Даже если нет дизайн-проекта, на платформу можно загрузить фотографию понравившегося интерьера. Нейросеть подберет варианты товаров, похожих на те, что изображены на фото.

— Оставить заявку на изготовление нестандартной мебели.

Покупая мебель, сантехнику, электрику, пользователь сразу может вызвать специалиста для сбора и установки.

Искусственный интеллект и персональные рекомендации

Система подбирает исполнителей, проекты, товары, исходя из запросов пользователя, истории просмотров. Таким образом пользователь быстрее находит товары и услуги, релевантные запросу.

Гарантии и страховка

Платформы берут на себя ответственность за заключение сделок. У каждой стороны — клиента, дизайнера, строительного подрядчика, поставщика — есть личный кабинет. Внутри него можно заключать договоры, следить за этапом работ, транзакциями.

Например, на китайской платформе Tubatu клиент заключает договор онлайн и пользуется сервисом транзакций. Дизайнер получает оплату поэтапно: после того как очередной этап проекта утвержден клиентом, исполнитель получает деньги. Если клиент не удовлетворен, платформа выясняет в чем проблема и оформляет возврат средств, если претензии клиента обоснованы.

Оплата за услуги

Экосистема зарабатывает на проценте от сделок.

Почему дизайнеры, строители и поставщики приходят в экосистему

  1. Для всех исполнителей и подрядчиков платформа становится дополнительной PR-площадкой.
  2. Например, дизайнер может не раскручивать личный сайт. Ему проще зарегистрироваться на платформе и повышать рейтинг за счет обновления портфолио, отзывов клиентов и других параметров, по которым платформа дает баллы и продвигает профиль.

  3. Внутри платформ есть VR-инструменты, позволяющие показать клиенту проект в трехмерном пространстве.
  4. Нейросети помогают быстрее сделать комплектацию объекта.
  5. Дизайнер загружает проект или фото, программа находит подходящие по дизайну объекты.

  6. Платформы помогают отслеживать бизнес-процессы и цепочки поставок.
  7. В экосистему встроены программы, которые делают все процессы прозрачными для всех сторон сделки.

  8. Исполнители и поставщики видят, сколько они заработали через сервис-экосистему. Помимо дохода от услуг дизайнеры видят, сколько получили агентских отчислений от поставщиков.
  9. Дизайнеры могут повышать квалификацию на некоторых платформах: проходить платные курсы. Также можно участвовать в конкурсах, предлагаемых сервисом.

Чем экосистемы отличаются друг от друга

Во время пандемии стремительно развились онлайн-сервисы по обустройству дома.

Китай, Корея и Индия давно прочувствовали спрос. К 2020 году, когда мир сидел по домам, они предложили сильные платформы. Сервисы объединили агентства недвижимости, дизайнеров интерьера, строительные бригады, продавцов стройматериалов и поставщиков товаров для дома.

Помимо перечисленных выше функций у каждой экосистемы есть свои конкурентные преимущества.

Tubatu, Китай
Год создания: 2008

Первая общенациональная онлайн-платформа для комплексного ремонта. Сервис действует более чем в 300 китайских городах.

Особенности экосистемы:

— Сервис активно внедряет технологии искусственного интеллекта в сфере обустройства дома. Программа анализируют большие данные, сопоставляет, какие строительные компании и дизайн-студии выбирают владельцы недвижимости. На основе этих данных Tubatu помогает исполнителям строить маркетинговую стратегию, а потребителям предлагает решения, которые наиболее точно удовлетворят их потребности.

— Tubatu анализирует сценарии по заключению сделок. На этой основе сервис совершенствует систему страхования ремонта и безопасные сделки внутри экосистемы. Компания заключила партнерские отношения с финансовыми учреждениями. Клиент может воспользоваться финансовой поддержкой на покупку продукции или услуги, а также застраховать себя от неблагоприятных последствий и ошибок в ремонте.

Внутри сервиса работают калькуляторы ипотеки, кредитования, досрочного погашения, налоговый расчет, калькулятор ссуды на ремонт и другие. Пользователь может посчитать, на какой период ему выгоднее взять рассрочку и сколько нужно вносить ежемесячно.

— На сервисе работает уникальная система оценки Yun Kou Bei. Tubatu произвела революцию в традиционном маркетинге и методах привлечения клиентов для дизайнерских и строительных компаний. Исполнители на платформе создают себе репутацию, тем самым снижая затраты на привлечение клиентов.

И в обратную сторону — система позволила владельцам недвижимости быстрее и точнее находить дизайнеров и ремонтные компании.

— Пользователи ведут дневник ремонта. По сути, это форум, где миллионы пользователей делятся своим опытом в проектировании, ремонте и декорировании. Каждая запись сопровождается детальным описанием, фотографиями и комментариями других пользователей.

Дневники можно отфильтровывать: выбрать размер помещения, город, категорию ремонтных или дизайнерских работ. Система подберет только те дневники, которые подходят по нужным параметрам.

Этот сервис дает еще один источник вдохновения и ответы на вопросы по ремонту.

Qeeka Home, Китай
Год создания: 2007

Крупнейшая онлайн-платформа в области дизайна интерьеров и строительства. Работает более чем в 290 городах по всему миру. Миссия — сделать процесс проектирования интерьеров и строительства более эффективным, удобным и прозрачным, чем предлагает традиционный рынок.

Особенности экосистемы:

— Главное конкурентное преимущество компании — сильное программное обеспечение, которое помогает пользователям и исполнителям решать максимум задач. Qeeka Home предлагает компаниям комплексные бизнес-решения маркетинга и цепочек поставок. Все это позволяет исполнителям точно ориентироваться на потенциальных клиентов, сокращать расходы и повышать эффективность работы.

— Компания создала основанный на больших данных строгий механизм отсева дизайнеров интерьера и компаний по строительству. Те исполнители, что не соответствуют стандартам Qeeka Home, исключаются. И наоборот, компании с высокими показателями эффективности получают преимущества перед другими и могут рассчитывать на более активное продвижение услуг.

— Пользователь может рассчитать стоимость услуг дизайнера, затраты на рабочую силу и материалы. Помимо расчета на квартиру или дом Qeeka Home показывает долю затрат на каждое отдельное помещение от общего бюджета на ремонт.

— Сервис бесплатно предоставляет три типовых планировочных решения в соответствии с габаритами, которые указал пользователь.

— Компания разработала программу виртуальной реальности, которая позволяет дизайнерам быстро создавать трехмерную визуализацию проекта. Пользователи в свою очередь могут просматривать проекты на смартфоне и делиться ими в соцсетях.

Livspace, Индия
Год создания: 2014

Индийский стартап, работает в 21 городе и на 2 страны. Единственная платформа в Индии, которая дает полную гарантию.

Особенности экосистемы:

— Livspace — единственная в Индии компания, которая дает полную гарантию на ремонт: 10 лет на продукцию из каталога, и год гарантии на услуги.

— Пользователь получает комплекс услуг по созданию «Дома мечты»: от выбора дизайнера до установки последнего предмета мебели. На протяжении всего ремонта с клиентом работает команда из дизайнера, бизнес-менеджера и проджект-менеджера, которые следят за реализацией заказа.

— Услуги Livspace включают все виды строительных работ и отделки, изготовление нестандартной мебели. Компания создает высококачественные интерьеры, потому что:

  • команда на 100% состоит из собственных специалистов,
  • за работой специалистов строго следят менеджеры,
  • качество отслеживается по контрольному списку из 146 критериев.

Статистика

Во время мирового локдауна потребность в качественных интернет-сервисах резко возросла. И все чаще пользователи стали выбирать экосистему как удобный сайт, где можно найти все и сразу.

Несколько показателей, которые подтверждают, что экосистемы развиваются:

Платформа

Tubatu, Китай

Qeeka Home, Китай

Livspace, Индия

Ohou.se, Южная Корея

Количество поставщиков и подрядчиков на 2021 год: — 1,3 млн дизайнеров,
— 110 тыс. компаний по декорированию,
— 9 тыс. поставщиков,
— 80 тыс. ремонтных компаний.
— более 7500 дизайнеров и строительных компаний. — более 1500 дизайнеров. — 13 млн пользователей,
— 20 млн скачиваний приложения
Посещаемость в 2021 по данным Similarweb, визитов в месяц 2,35 млн 4,49 млн 1,64 млн 3,35 млн

Лидеры электронной коммерции готовы вкладывать деньги и развивать направление онлайн-обустройства дома, поэтому можно уверенно сказать, что эту сферу ждет серьезный рост.

В России таких экосистем пока нет, но это ждет нас в ближайшем будущем. Некоторые крупные компании уже на пути к тому, чтобы стать экосистемой для своих потребителей:

  1. Маркетплейсы.
  2. DIY - ритейлеры.
  3. Строительные компании.
Коммерческое предложение дизайнерам
Эксперты