Закон о защите прав потребителей в сфере дизайна интерьера

Что делать, если дизайнер работу сделал, а клиент не хочет ее принимать? При чем здесь закон о защите прав потребителей и какие его положения необходимо знать дизайнеру, чтобы обезопасить себя от недобросовестных заказчиков. Лекция от юриста в сфере дизайна Елены Кулаковой.

Основные тезисы лекции

ЗАКОН РФ ОТ 07.02.1992 N 2300-1 «О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ» (ЗОЗПП)

Закон о защите прав потребителей применяется, когда заказчиком является физическое лицо (для личных целей), а исполнителем - ИП или ООО.

ст. 16 Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

СТАТЬЯ 10 ЗОЗПП. ИНФОРМАЦИЯ О ТОВАРАХ (РАБОТАХ, УСЛУГАХ)

Обязанность своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию, обеспечивающую возможность правильного выбора (услуги, товара, работы):

  • сведения об основных потребительских свойствах;
  • цену в рублях и условия приобретения, в том числе при оплате через определенное время после передачи результата потребителю, полную сумму, подлежащую выплате, и график ее погашения;
  • гарантийный срок, если он установлен;
  • правила и условия эффективного и безопасного использования;
  • адрес (место нахождения), наименование вашей организации/ИП;
  • информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг).

КАЧЕСТВО ТОВАРА (СТ. 4 ЗОЗПП) ПРОДАВЕЦ ОБЯЗАН ПЕРЕДАТЬ РЕЗУЛЬТАТ:

  1. Качество которого соответствует договору.
  2. В договоре не указано - соответствует обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых результат такого рода обычно используется.
  3. Если заказчик заранее указал конкретные цели, для которых результат будет использоваться - должен быть пригодным для использования в этих целях.
  4. При продаже товара по образцу и (или) описанию - должен соответствует образцу и (или) описанию.
  5. Если законами предусмотрены обязательные требования - должен соответствовать этим требованиям.

Права потребителя при нарушении сроков

  • назначить исполнителю новый срок;
  • поручить выполнение работы (оказание услуги) третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;
  • потребовать уменьшения цены за выполнение работы (оказание услуги);
  • отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги).
  • Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков.

При отказе от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) исполнитель не вправе требовать возмещения своих затрат, произведенных в процессе выполнения работы (оказания услуги), а также платы за выполненную работу (оказанную услугу), за исключением случая, если потребитель принял выполненную работу (оказанную услугу).

Права потребителя при обнаружении недостатков

При обнаружении недостатков потребитель вправе потребовать:

  • безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (услуги);
  • соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);
  • безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы.
  • возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

Удовлетворение требований не освобождает от ответственности в форме неустойки за нарушение сроков.

Если требования по устранению недостатков не исполнены, потребитель вправе:

  • отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги);
  • и потребовать полного возмещения убытков.

Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора.

Срок предъявления требований – в течение гарантийного срока, а при его отсутствии - в разумный срок, в пределах 2 лет со дня принятия.

Сроки удовлетворения требований

  • об устранении недостатков - в разумный срок, назначенный потребителем (в соглашении с исполнителем либо в заявлении потребителя);
  • об уменьшении цены, о возмещении расходов по устранению недостатков своими силами или третьими лицами, а также о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы и возмещении убытков в связи с отказом от исполнения договора - 10 дней со дня предъявления.
  • о безвозмездном изготовлении другой вещи или о повторном выполнении работы (оказании услуги) - в срок, установленный для срочного выполнения работы (оказания услуги), а если он не установлен,- в срок, предусмотренный договором изначально для исполнения.

Ответственность за нарушение прав потребителей

Общие принципы:

  1. В соответствии с законом или договором.
  2. Если иное не установлено законом, убытки подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной законом или договором.
  3. Уплата неустойки (пени) и возмещение убытков не освобождают от исполнения возложенных обязательств в натуре.
  4. Освобождение от ответственности - только в случае неисполнения вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям (согласно закону).
  5. Требования потребителя об уплате неустойки (пени), предусмотренной законом или договором, подлежат удовлетворению в добровольном порядке. Если отказался, то
  6. При удовлетворении судом требований потребителя - штраф за неудовлетворение в добровольном порядке в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
  7. Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие подлежит возмещению в полном объеме вне независимо от того, имелись ли договорные отношения.

За нарушение срока (и начала, и окончания всего или этапа) выполнения работ (оказания услуг)или сроков устранения недостатков - 3% от цены за каждый день (час, если срок определен в часах). Если цена договором не определена - общей цены заказа.

Решение проблемы сдачи работ/услуг зависит от этапа:

  1. Если продумано на этапе заключения договора - проще.
  2. Если не прописано в договоре или нет договора - сложнее.

Рекомендуемые положения в договор (для сдачи работ)

  1. Объем работ (этапы, состав, форма результата, вариативность, исходные).
  2. Сроки (согласования, приемки).
  3. Порядок направления и приемки (как отправлять? куда отправлять? что отправлять?).
  4. Ответственность (несогласование - автоматическая приемка).
  5. Данные заказчика.

Эффективность исполнения обязательств

  1. для оплаты и приемки - разбиваем на этапы;
  2. чуть что - сразу пишем (уведомление/претензия);
  3. все в бумажном виде: на почтовый адрес с описью или лично в руки под роспись

---------------------

Спикер: Кулакова Елена

Более 13 лет юридического стажа

Миссия – облегчить работу предпринимателям и бизнесменам, показав стандартные ошибки и легкие способы их избежать

Состав услуг: сопровождение «бизнеса», в т.ч. регистрация ИП или ООО, анализ рисков, разработка шаблонов договоров, составление писем/ответов/претензий, судебное представительство и др.

kulakova.es@yandex.ru

Поделиться статьей: