Методы поиска идей: Шесть шляп мышления Боно
Предыстория
В 60-х годах прошлого столетия английский учёный, психолог, писатель Эдвард де Боно предложил методику нестандартных решений — «Шесть шляп мышления». В студенчестве он увлеченно изучал медицину, физиологию, психологию, что объясняет практический подход к поиску решений на стыке гуманитарных дисциплин.
Предысторией к появлению методологии послужили убеждения, что стандартное мышление осложняется необходимостью преодолевать хаотичные эмоциональные и подсознательные мысли. Они мешают рациональному поиску решения. В конце 60-х Эдвард де Боно обобщил принципы научной концепции и вывел термин «латеральное мышление» (lateral thinking) - смещенное (перенаправленное) мышление относительно традиционного.
В 1985 году вышла книга «Шесть шляп мышления». Автор описывает оригинальный метод усовершенствования мыслительного процесса путем его разделения на шесть направлений – «шляп». Каждая из них акцентирует внимание на конкретном вопросе, переводя его в сознательную мысль. Осмысленный выбор позволяет сфокусироваться на проблеме и рассмотреть ее с разных сторон.
Область применения
В основе методологии Эдварда де Боно лежит параллельное мышление – варианты решения не противопоставляются, а сосуществуют друг с другом. Разграничение мыслительных процессов на метафорические шесть шляп помогает структурировать коллективную и индивидуальную умственную деятельность, увеличивая ее продуктивность. Чаще всего метод используется в командной работе, когда необходимо оценить и взвесить любое мнение с разных ракурсов. Например, при планировании нестандартных и инновационных идей, решении конфликтных ситуаций, подготовке к совещаниям и т.д.
Методика применяется коллективами известнейших компаний и корпораций — IBM, British Airways, Pepsico, Mary Key и пр. Метод активно используется в педагогике, как составляющая обучающей программы или развивающая групповая игра.
Особенности метода
Эдвард де Боно разделяет процесс мышления на шесть режимов, условно олицетворяя их в виде «цветных шляп»:
Цвет |
Обозначение |
Применение |
Характерные вопросы/высказывания |
Синий |
Управление |
Отвечает за постановку целей, помогает координировать коллективную работу, фокусировать внимание на задаче, подводит итоги проделанной работы. |
Какая цель? Какая работа сделана? Какие варианты можно проработать дальше? Каковы итоги? |
Белый |
Информация |
Отвечает за собранную информацию, существующие факты и анализирует их. |
Какую информацию имеем? Каковы факты? |
Красный |
Эмоции |
Отвечает за интуицию и внутренние переживания. Предполагает концентрацию на эмоциональном восприятии участников. |
Мне не нравится роль в этой стратегии. Я мог бы сделать это лучше, но сомневаюсь. Я разочарован в нашем бизнес-плане.
|
Черный |
Критика |
Отвечает за выявление рисков. Предполагает критическое мышление, направленное на обнаружение возможных препятствий, проблем, опасностей. |
Не слишком это затратно для нашего бюджета? Предполагаемые поставщики не попадают в список санкций? В этом году высока вероятность скачка валюты, есть риск потерпеть убытки, закупаясь у зарубежных поставщиков. |
Желтый |
Оптимизм |
Отвечает за выявление преимуществ рассматриваемого вопроса. Осуществляет поиск аргументов в пользу обсуждаемого решения. |
Данный подход уменьшит временные затраты. Такой метод повысит качество выпускаемой продукции. Использование этой технологии позволит создать универсальные изделия. |
Зеленый |
Креативность |
Отвечает за поиск нестандартных, кардинально противоположных и провокационных решений. |
Добьемся ли мы поставленной цели, если заменим технологию производства с A на B? Что если эту работу выполнит сотрудник другой профессии? |
Цветные шляпы служат метафорическим примером направленного мышления. Участник переключается с одного режима на другой, «надевая шляпы» определенных цветов. Важно это делать поочередно, нельзя применять две шляпы одновременно.
План работы
- Ставится задача – проблемная ситуация, которую нужно решить. Важно - она должна быть вариативной и не иметь однозначного решения;
- Выбирается фасилитатор – участник в синей шляпе, отвечающий за координацию мыслительного процесса и постановку целей на протяжении всей дискуссии, остальные участники «надевают» синюю шляпу попеременно;
- Определяется последовательность применения шляп, исходя из задачи. Строгого алгоритма смены режима мышления не предусматривается;
- Далее начинается дискуссия, в процессе которой все участники «примеряют шляпы» одного цвета соответственно выбранной последовательности;
- После окончания дискуссии фасилитатор суммирует результаты;
- Сравниваются полученные результаты, выбираются оптимальные и наиболее эффективные решения.
Методика Эдварда де Боно в дизайне
Приведем пример работы с методикой Эдварда де Боно в индустрии дизайна.
Архитектурное бюро запланировало спроектировать и построить новый жилой комплекс, потому решили провести совещание и выработать бизнес-стратегию, используя метод шести шляп мышления.
«Надев белую шляпу», участники проводят анализ конъюнктуры в данном сегменте рынка, потребностей заказчика, изучают отчеты, сметы, проектную документацию и рентабельность проекта.
«Примерив красную шляпу», участники высказывают свои эмоции, сопровождающие работу над проектом – чувство эстетического неудовлетворения от воплощения, невысокую мотивацию дополнительным объемом работ, нежелание сотрудничать с определенными подрядчиками, несогласие со своими обязанностями.
Во время работы с черной шляпой участники просчитывают вероятные риски – возможную неокупаемость, необязательность партнеров и поставщиков, негативное общественное мнение, инфляцию и подорожание материалов, изменение графика инвестиций.
При работе с желтой шляпой участники мотивируют себя получением прибыли, ростом профессиональной репутации, карьерным ростом, общественной значимостью проекта. Приходят к выводу, что риск форс-мажорных ситуаций минимален, предыдущий опыт деятельности позволяет выбрать надежных партнеров, ситуация на рынке стабильна, а прибыль и репутационный рост значительны.
Участники «в зелёной шляпе» предлагают креативные идеи – создать природную зону вокруг жилищного комплекса, украсить фасад зданий мозаичным панно, воздействовать на общественное мнение рекламной кампанией, изменить планировку домов на асимметричную.
Фасилитатор «в синей шляпе» контролирует и разграничивает этапы обсуждения, обозначает цели и суммирует результаты.