всего самого интерьерного

Интервью с Евгением Томовым: «Идеи приходят из Космоса»

28 октября 2019

Евгений Томов – руководитель мастерской дизайнерской мебели Tomov Workshop. В работе он стремится к гармонии, совмещает несовместимое и трансформирует прошлый опыт в оригинальные предметы интерьера.  

Дизайнер Евгений Томов

В интервью с Design BasicDecor Евгений рассказал, как создаются объекты, и поделился мыслями, что нужно для развития дизайна в России. 

Design BasicDecor: В какой сфере дизайна вы работаете – «предметном» или «промышленном»?

Евгений Томов: Много споров по этой терминологии есть. Что часть чего, об их идентичности и различиях... Мне ближе по звучанию и пониманию термин «предметный дизайн». Так как работаю я с предметами.

Вообще, не люблю делить что-то на что-то. Дизайн как искусство просто есть. Только это искусство в определенных рамках: мысли, формы, математических законов, мировоззрения автора и восприятия аудитории. Т.е. законах материального мира. Дизайн как таковой просто существует, его применить можно ко всему – полиграфии, мебели, iPhone… 

Кофейный стол «Упрямый», Tomov Workshop

Кофейный стол «Упрямый», один из первых созданных предметов © Tomov Workshop


Почему решили заняться дизайном?

«В дизайне» я в принципе давно. Ранее у меня было маркетинговое агентство, где я выполнял функции креативного директора и много занимался графическим дизайном. Это было в Томске и длилось 10 лет. В 2014 году почувствовался кризис, доход резко упал. Но кризис наступил не только экономический, а еще и внутренний. Наступило эмоциональное истощение – ощущение, что нет развития и что ходишь по замкнутому кругу людей, решений, идей…

Ты стараешься ответить на вопросы, которые засели в голове: что тебе дальше надо от жизни, кто ты такой в этом мире, что собираешься делать? Внутренние мысли привели меня к мебели. Вспомнилось детство, когда мастерил вместе с дедом, бондарем. И удивляешься: «А почему рекламой-то ты в итоге занимался? Странно… Почему раньше к этому не пришёл?» Мысль была поймана внутри себя и зафиксирована, и стало с ней хорошо. И мы изменили с семьей свою жизнь, изменив город, изменив бизнес.

Сейчас в сфере создания мебели я вижу себя на всю оставшуюся жизнь. В отличие от рекламы, где никогда себя не ощущал стопроцентно комфортно.

Зеркало «Дроссель», Tomov Workshop

Зеркало «Дроссель», также один из первых предметов, сделанных еще в Нижнем Новгороде © Tomov Workshop


Из Томска вы переехали в Нижний Новгород. Почему выбрали этот город?

У нас там жили хорошие друзья, до переезда мы были в Нижнем Новгороде, и город изначально понравился. Зеленый, исторический, крупнее чем Томск, ближе к Москве. Столицу изначально не рассматривали. Казалось, будет тяжело – большой мегаполис, суетно, мощно, а мы ещё и с маленькими детками.

Прожили полтора года в Нижнем Новгороде, там начал делать первые предметы, изначально на балконе, потом появилась первая мастерская. Чтобы развиваться дальше, стало понятно, что пора перебираться в Москву. Сейчас ритм и возможности этого города нас вполне устраивают и даже вдохновляют.

Tomov Workshop - мебель и светильники на заказ

Кофейный стол O.P.#01, напольный светильник «Крыло», тумба «Грани» © Tomov Workshop


Какое у вас образование?

Инженер-механик.

Образование что-то дало в новом деле?

Безусловно. Весь прошлый багаж – это колоссальный опыт, с которым гораздо легче действовать в новом бизнесе. Опыт в маркетинге дал понимание, что такое товар и как его продвигать. Инженерное образование помогает при работе с материалами и расчете конструкции предметов.

Что было самое сложное вначале?

Сложность – условность. Была обычная жизнь с новыми условиями. Я не воспринимаю это как сложность. Это новые задачи.

Стеллаж «Навигатор», дизайн Евгений Томов

Стеллаж «Навигатор», дизайн Евгений Томов


Какие задачи ставите перед собой сейчас?

Необходимо расширять производство и создавать новые предметы. Самая же главная задача – это стать максимально известным брендом в рамках не только России, но и на международном рынке.

Как выражается эта известность?

Во-первых, это медийная известность, бренд должен быть на слуху. Это – не тщеславие и не поиск славы, а необходимое условие для жизни компании. Нужно добиться, чтобы у профессионального сообщества и просто потенциальных потребителей была четкая ассоциация с названием и знание, что мы делаем.

Промышленный дизайнер Евгений Томов

Как проходит ваш рабочий день?

Очень разнообразно. Начинается все с кофе. Не рано утром, я сова дикая. Для меня утро – кошмарное время, мне проще жить ночью. А дальше начинаются разъезды, закупка материалов, работа в мастерской или за компьютером, встречи с клиентами, поставщиками…

Что касается творческой части – в любом случае это вечер-ночь. Ночью мне спокойно, когда все спят, никто не мешает.

А как проходит творческая часть? Вы начинаете рисовать?

Нет, я практически никогда не делаю набросков. Все в голове. Оттуда сразу в материал. На листе могу накидать, но очень редко, когда в какой-то момент не могу представить деталь.

Где ищете поставщиков?

Везде и все время. Москва – стог сена, где куча иголок. Есть все, но найти удовлетворяющее потребностям очень сложно.

Светильник «Тень», Tomov Workshop

Светильник «Тень», © Tomov Workshop


С кем ведете бизнес?

Супруга занимается продвижением. Бухгалтерия на аутсорсинге.

Есть хорошая книжка Керка Ректора «Делегировать или умереть». К этому иду. Сейчас решаю кучу административных вопросов, еще надо строгать, закупать и прочее. В нынешнем году хочется начать выстраивать адекватную систему, чтобы работа была эффективной.

У вас есть план развития?

Есть цели, нет плана. Планировать, по опыту, бессмысленно, потому что возникают внеплановые тактические задачи или же появляются новые возможности, предложения. Сейчас мир очень динамичный, всё меняется очень быстро.

Что самое главное в работе сейчас?

Я не люблю «самое»… Это целостная система. Для меня важна система в работе – идея, реализация, взаимоотношения. Не могу делить.

Я с опытом руководителя рассматриваю систему сверху. Я не в ней, по сути, а над ней, и все важно. Важно желание делать и развиваться. Важна цель и она тянет за собой все остальные этапы, необходимые для реализации.

Что является ядром этой цельной системы?

Мысль, идея, образ. В нашем случае без генерации новых предметов – нет и бизнеса.

Светильник «Крыло», Tomov Workshop

Светильник «Крыло», © Tomov Workshop


Откуда черпаете вдохновение?

Из космоса. Идей много и сложно выбрать. Сразу пытаюсь представить товар у потребителя, как он будет реагировать на него, как с ним жить. В связи с этим создаю не безумные арт-объекты, а предметы «зажатые» для человека в понятные формы. Также для меня важна творческая реализация, в каждый предмет вкладываю свое видение, философию. Я чувствую себя художником и когда-нибудь приду к абсолютным арт-объектам. Мебель останется, но будут и вещи для галерей.

При отборе идей, опираюсь не только на потенциальное восприятие потребителя, но и на возможность это сделать. Не все технологии и материалы мне доступны. Если бы была возможность реализовывать все идеи быстро, то предметов было бы очень много.

Тумба «Грани», Tomov Workshop

Тумба «Грани», © Tomov Workshop


Сразу ли получается реализовать придуманный объект?

Сразу. Но один предмет, тумбу «Грани», переделывал несколько раз. На нее ушло где-то полгода от идеи до реализации.

Ее я эскизировал, лепил макет, вроде все понятно, но когда делаешь вживую, в масштабе, все выглядит иначе. Приходится ломать, перекраивать, перепиливать, менять угол, пересобирать. Но в итоге получилось интересно.

Что считаете самой большой рутиной в работе?

Хочу заниматься исключительно творчеством – все остальное рутина.

Евгений Томов - член Клуба Промышленных Дизайнеров

Тумба «Грани», © Tomov Workshop


Какой лучший канал продаж?

В основном социальные сети – Instagram, Facebook. Выстраивание взаимодействий с дизайнерами интерьеров. Интернет-магазины.

Также помогает членство в Клубе Промышленных Дизайнеров. Это Союз единомышленников, развивающих серийное производство предметов дизайна и работающих над созданием конкурентоспособной индустрии в России. Клуб устраивает выставки, лекции и выездные мероприятия. Это позволяет совместными усилиями формировать среду, доносить до российских потребителей и дизайнеров интерьеров, что русский дизайн есть, и вещи местных производителей не хуже, а часто и лучше итальянских.

Кто ваш клиент?

В основном это творческие и околотворческие люди. Те, кто тоже может фантазировать и представлять. Часто семейные люди с ценностями, убеждениями, философией, мыслями, ищущие в жизни чего-то нового. Сегмент Средний+, те, у которых в мыслях не «на что» купить, а «что я хочу».

У себя дома используете свою мебель?

Да, кухня, кресло, стол, консоль, кровать для дочерей. И, думаю, будет всего ещё больше со временем. Все же начал это дело только два года назад и плюс переезды осложняют обустройство дома. При этом не считаю, что вся мебель должна быть своя, есть много интересного и приятного от других дизайнеров.

Кресло «Авиатор», Tomov Workshop

Кресло «Авиатор», © Tomov Workshop


Когда вы планируете расширяться?

Сразу, как только увеличится доход. При этом я осознаю, что у меня не завод, и мне нужны единомышленники, схожие по мировоззрению. Просто со столяром не сработаемся.

Какие-то были попытки объединения бизнеса?

Были, но почему-то на практике тебя всегда считали конкурентом. Для меня конкуренция отсутствует. Я просто делаю свое дело, не смотрю на других. Я даже перестаю следить за рынком. Делаю, то, что у меня в голове. А дальше – хоть считайте меня конкурентом, пожалуйста, а я вас нет. У меня другая цель – просто создавать. Я не хочу тратить свои силы на сплетни, препирания.

Что думаете насчет патентов?

Это нужная вещь. Авторского права в России, как и в Китае – нет. Сложно защитить свои идеи. Часто с коллегами-дизайнерами, обсуждаем эту проблемы, так как постоянно находятся производители, в каталоге которых 100% скопированные предметы мебели.

Но патент – это и дополнительные расходы, которые при нынешних объемах продаж, увеличат стоимость изделия.

Стол «Интерстеллар», Tomov Workshop

Стол «Интерстеллар», © Tomov Workshop


Какие фильмы смотрите?

Совершенно разных жанров. Выбор зависит от настроения. Также смотрю сериалы, сейчас их уровень существенно возрос: «Готэм», «Шерлок», «Миллиарды», «Фарго»…

Из последних просмотренных фильмов – «Интерстеллар». В итоге у меня в линейке теперь есть стол с аналогичным названием. Мебель – это дом, дом – это семья, все это объединяется в одном месте, пространстве. Я пересматривал фильм, когда уже сделал стол и понял, что все это сходится – история семьи, мебели в семье, межзвездные пространства… Фильм совпал с идеей того, что я сделал.

Но в целом для меня нет любимого фильма, дизайна, книги. Есть разные предметы, которые мне нравятся или не нравятся.

Евгений

Есть дизайнеры, которые вам импонируют?

Что касается архитекторов, то это, безусловно, Гауди. Что мне прекрасно понятно и ощутимо в плане изменения пространства. И конечно, Хадид, которая ломала все. Два ярких публичных значимых человека.

А из предметных дизайнеров нравится что-то там, что-то здесь. Много хорошей мебели. Берешь итальянские и испанские каталоги мебели, и наслаждаешься многими вещами. Там отрасль очень развита, практически все дизайнерское.

Tomov Workshop

На выставке Клуба Промышленных Дизайнеров, весна, 2017 года


Ваш любимый инструмент.

Фрезер.

На ваш взгляд, какими качествами должен обладать современный российский дизайнер?

Максимальным набором качеств. Ты и бизнесмен, и бухгалтер, и дизайнер, и мастер и копирайтер, и рекламщик. Чтобы делать бизнес в России, ты должен хотя бы иметь представление о множестве сфер.

Европа работает по четким законам – дизайнер занимается дизайном, производство занято своим делом, а маркетологи своим.

Мы придем к этому?

Теоретически да, просто через какое время. Это мировоззрение и наличие инфраструктуры. Новое поколение уже мыслит иными категориями, поэтому в итоге, появится и среда, в которой эти законы будут работать.

Как будет развиваться предметный дизайн в России?

Процесс будет долгий, но производители начнут пользоваться услугами дизайнеров, так как потребитель становится более требовательным. Благо и профессионалов становится все больше, «Строгановка» строгает, «Британская школа дизайна» и прочие. Появляется много молодых интересных ребят.

Процесс идет, его не остановить. Есть информационные ресурсы, как ваш, и они меняют ситуацию тоже, влияя на мышление потребителей, создавая базу для дизайнеров, мотивируя производителей.

 

Светильники и мебель бренда Tomov Workshop можно купить в интернет-магазине BasicDecor.

 

 

Коммерческое предложение дизайнерам
Авторы