всего самого интерьерного

Интервью с Ириной Богатиковой: «Строители понимают, что с дизайнером работать легче»

03 октября 2018

Ирина Богатикова – дизайнер интерьера, руководитель группы компаний по реализации проектов премиального и среднего сегмента (архитектура, дизайн интерьера, декорирование, ландшафтный дизайн). Ирина работает в области интерьерного дизайна почти 20 лет. Своим огромным опытом она делится с заказчиками и коллегами.

Ирина Богатикова рассказала на вебинаре о работе дизайнера со строительной бригадой, поделилась своими знаниями о современном рынке, принципах работы.

Перед вебинаром редакция Designbd.ru пообщалась с Ириной о ее пути к успеху и о том, как она пришла к тому, чтобы добиваться на этапе строительства идеального результата от исполнителей.

Ирина, почему вы решили заниматься интерьерным дизайном?

Ирина Богатикова: Моя уникальная особенность: сочетание творческой составляющей и инженерной мысли. По первому образованию я инженер, закончила авиационный институт. Но душе хотелось творчества. Когда стала работать дизайнером, потребовалось повысить квалификацию, и я закончила МАРХИ.

Соединение инженерно-технической мысли и творческого начала дали отличный результат в новой профессии.

Раньше я меняла место работы и род деятельности каждые год-два. Как только началась моя работа дизайнером, поиски профессии прекратились. Почти 20 лет я работаю в дизайне интерьера, и он мне нравится все больше и больше. Постоянное изучение чего-то нового, пополнение опыта на стройке и в бизнес-планировании - возможности для развития безграничны.

Что было в начале карьеры как дизайнера сложнее всего?

Наверное, общение на стройке. Я была молодая, неопытная. Строители хотят всегда перебить дизайнера и показать себя умнее и важнее. Подход часто такой: «Ваш дизайнер придумала, а сделать так нельзя». И мне приходилось доказывать, что я знаю, умею, а с маленьким опытом сделать это было сложно.

Но, опять же, благодаря своему инженерному складу ума, я смогла это преодолеть и вникнуть в их работу. Что-то прощать, а где-то делать замечания и говорить, что это реализовать возможно, и я знаю как. Когда строителям объясняешь, где как надо сделать, где что соединяется по чертежам, какие конструкторские принципы и свойства материалов учесть, они начинают уважать, признают профессионализм и дальше выполняют работу точно по проекту.

Также я знаю, как действовать, если у тебя нет технического образования и рассказываю об этом коллегам.

Вы изначально работали как самостоятельный дизайнер или в составе компании?

Сначала работала в мебельной фирме, поставляющей дорогую немецкую мебель. Для комплексного решения задачи – поставка мебели плюс дизайн – фирме потребовался дизайнер. В этот момент я пришла к ним, чтобы заниматься декоративной частью – расставить мебель, подобрать цвета, краски. Позже к этому опыту я добавила инженерную составляющую – проект возведения стен, планы электрики, сантехники и т. д.

Через год работы дизайнером, я уехала учиться в Лондон. Вернувшись, начала сотрудничество с журналом «Современный дом».

Когда я пришла в профессию, дизайнеров практически не было, люди не знали - кто это такой и зачем он нужен. Журнал писал о строительстве домов и о значении дизайна внутреннего пространства. С ними я сотрудничала несколько лет, а потом ушла в свободное плавание.

Работала как частный дизайнер в одиночку. Когда количество заказов увеличилось, мне нужен был партнер и начались эксперименты со студиями. Пришлось пройти сложный путь – я открывала студии, находила партнеров, мы сходились, расходились. Сейчас я работаю сама, с командой профессиональных сотрудников. Без партнеров. Работа с партнерами в бизнесе дизайна интерьера мало у кого складывается благополучно, потому что это сложный процесс – личное творчество + бизнес + руководство лидера.

Понимание, что нужно открыть свою студию пришло в тот момент, когда появилось большое количество заказов?

Да. Первый этап осознания, что нужно делегировать, приходит, когда у тебя появляется много заказов. Второй – когда у тебя появляются дети, и ты физически не успеваешь.

И третий, очень важный этап, когда ты понимаешь, что с помощью команды можешь достичь большего: качества, лучшей проработки проектов, подробностей. Если ты делаешь все один – привлекаешь заказы, придумываешь концепцию, делаешь чертежи, ездишь на стройку, подбираешь заказчику мебель, общаешься с ним и поставщиками… – все-все-все делаешь один, это сложно, долго и качество не то.

Мы поняли, что очень важно работать вместе, когда каждый отвечает за свой фронт, усиливает его. Следовательно, проработка становится лучше, глубже, интереснее.

Одна из составляющих группы компаний «Клуб Ирины Богатиковой». Какие основные направления работы Клуба?

«Клуб Ирины Богатиковой» занимается премиальными и люксовыми объектами. Наши клиенты заказывают весь цикл с нуля – либо с земли построить дом и дальше сделать в нем инженерию, дизайн, ландшафт. Либо полный цикл для квартир: от голых стен до мебели, текстиля, живописи, аксессуаров.

Во время реализации проекта, заказчик и дизайнер проживает маленькую жизнь, оба многое вкладывают, в том числе личных сил и времени. От дизайнера требуется полное погружение в проект, учет всех его аспектов и деталей. Это люксовые объекты с подробной проработкой.

Но у меня есть и другие направления. Сейчас активно развивается основанное мною бюро #ARCHETYPE. В нём работают сотрудники, которым я передала большой-большой опыт, и они сами отлично работают на всех среднебюджетных объектах. Это упрощенный вариант работы по сравнению с полным циклом: либо это уменьшенный дизайн-проект, либо это проект без декорирования, либо без авторского надзора. Работа бюро идеальна для тех случаев, где заказчикам необходимо сэкономить средства, и при этом получить профессиональные услуги дизайнера интерьера.

Как вы пришли к формату Клуба?

Это продолжение сарафанного радио. Несмотря на смену фирм, названий, экспериментов с разными студиями, все мои клиенты уже 20 лет приходят к Ирине Богатиковой.

Мы интересны друг другу и после завершения проектов, продолжаем общаться на темы отдыха, детей, бизнеса и др....Мы продолжаем работу над новыми проектами: дом, офис, квартиры для детей, покупка живописи и антиквариата, декорирование мероприятий. В Клуб приходят друзья и коллеги заказчиков: для них особые условия по новым проектам.

Дружим мы и с преподавателями архитектурных колледжей. Для их студентов я провожу тематические встречи.

В Клубе состоят мои поставщики, а также партнеры по реализации проектов. Они все мне симпатичны как люди, надежны, с ними я работаю в течение многих лет.

Планирую проводить совместные мероприятия для всех членов Клуба: встречи с интересными людьми, обсуждения по вопросам недвижимости, ремонта, экскурсии в галереи и исторические места.

Выступление Ирина Богатиковой на конференции

Вы читаете лекции, кто ваша целевая аудитория?

В основном меня просят выступить на выставках. Здесь целевая аудитория - конечные клиенты и дизайнеры. Дизайнеры часто ходят на лекции, узнают для себя что-то новое – секреты работы, приемы – и глубже проникают в профессию. А клиенты для себя получают важную информацию по ремонту и декорированию.

Например, в ближайшее время на выставке «Загородный дом» запланирована лекция «7 этапов строительства загородного дома». У многих строительство дома и работы на участке проходят хаотично, зачастую начинают явно не с первого этапа. Это влечет за собой неисправимые ошибки. Я рассказываю - какой порядок действий верный. Если учесть все 7 этапов, то результат будет великолепен.

Понимать полный комплекс работ должен и архитектор, и дизайнер. Самим заказчикам тоже это нужно знать, чтобы нанимать на каждый этап профессионала.

У меня в Клубе все работы предоставляются комплексно: включая проекты, строительство, инженерию, декор.

Какими каналами вы пользуетесь?

Только сарафан. 100%

Дизайнерам я могу рассказать о том, как усиливать сарафан. В моем случае - это самое выгодное и естественное направление по маркетингу. Не всем подходит продвижение через сайт, SEO, SMM и рекламу. Это сложно и затратно. Найти людей, которые не просто деньги возьмут, а будут реально и честно работать по продвижению, с первого раза невозможно. Все теряют деньги на попытках найти нужных исполнителей.

Также не всем дизайнерам подходит открытость, публичность: многим сложно писать каждый день посты и выкладывать фото в Instagram. Кто-то отлично и с удовольствием это делает - это их путь и преимущество. Но все хотят работать в этом направлении, тогда нужно усиливать сарафан.

Есть ли каналы продаж, которыми никто не пользуется, но они эффективны.

У каждого дизайнера свой канал привлечения клиентов. И сказать, что какой-то из них эффективный, универсальный – неверно.

Может, подскажете нестандартные способы?

Мне больше всего нравятся видео в Instagram – лучше всего работает. Не просто посты и фотографии, а именно видео из процесса стройки. Очень хороший прием, откровенный, живой и интересный.

Конечно, отличный способ – свой канал в Youtube. Он требует больших вложений как по времени, так по бюджету. Но он окупается.

Для своего бюро я открыла новое направление – VR-съемку. Потрясающий канал. За этим будущее. Не так дорого стоит, и привлекает клиентов. Полная VR-cъемка объекта - это честно и открыто. Потому что фотографии можно подретушировать в Photoshop, взять только те ракурсы, которые хорошо выглядят. А VR-съемка покажет все и без прикрас. И это очень ответственно. Мы можем показать нашу работу полностью, потому что качество отличное. Такой способ для портфолио и продвижения нам идеально подходит.

Продвижение посредством VR-съемок очень перспективно, но еще мало кто о нем знает.

Вы участвуете в конкурсах?

Очень редко. Не более десятка конкурсов было за все время. В одном из них получила первое место за концепцию, в других особые отметки жюри и зрителей. Хотелось бы уделять больше времени конкурсам и подготовке к ним. Но пока в приоритете другие аспекты работы.

Кому нужно участвовать в конкурсах?

Нужно участвовать всем. Это развивает творческую деятельность и дает возможность более интересного общения в среде профессионалов.

Когда ты участвуешь в конкурсе, обязательно нужно разделять – это для тебя коммерческая тема или творческая. В соответствии с этим преподносить свой проект и выбирать для себя решение: участвовать или не участвовать в конкретном конкурсе.

Если у вас есть действительно интересные объекты, идеи, их нужно доносить до людей, до других дизайнеров. Нужно нести красоту, концепции в мир и другим это показывать.

Дизайнер интерьера премиум-класса

Вы основатель теории интегрального дизайна, что это такое?

Интегральный дизайн – это направление, относящееся непосредственно к моему Клубу. Если коротко – то это встраивание дизайна, наших концепций в жизнь заказчика, его быт, менталитет...

Один из примеров – как минимум, все знают, что внутренняя отделка квартиры должна в какой-то степени перекликаться и соответствовать внешней среде. Мы не можем в маленькой «панельке» делать помпезную классику. Это нелепо, хотя некоторые клиенты запрашивают и такое. Здесь вопрос вкуса и понимания, или мягкого воспитания вкуса заказчика.

Следуя интегральному принципу, мы должны встроиться в образ жизни заказчика, его окружение, образ жизни, привычки, менталитет. Предложить ему те концепции, которые подходят лично ему. Вывести на новый уровень все достоинства и нивелировать недостатки. Реализовать проект так, чтобы заказчик испытывал совершенный комфорт в привычном образе жизни.

Бывают и задачи, направленные на кардинальное изменение обстановки и энергетики объекта, в таких случаях мы разрабатываем иную концепцию. Сознательно меняя пространство. Так внешнее изменяет внутреннее. Такие задачи бывают как для личной жизни, так и для коммерческих объектов.

Если это коммерческий объект, то нужно ясно понимать: для чего это делается, как это будет приносить деньги, как будет реализовываться. Необходимо проработать точное ТЗ , проект, смету и прогноз.

Итак, мы погружаемся в исходные данные, изучаем, получаем полное техническое задание. Кроме него, мы берем во внимание все вокруг, включая самого человека и окружающий мир. Интегрируемся в него и врастаем со своими концепциями, работаем в определенном ключе.

Слова с вашего сайта: «Мое личное сопровождение на каждом этапе обязательно». Вы оказываете только комплексные услуги?

В рамках «Клуба Ирины Богатиковой» для комплексных проектов да, я везде участвую. Это не приказ о том, что вы обязаны меня впустить на каждый этап. А это комфортная услуга заказчику - я сопровождаю лично каждый этап проекта и реализации. Включая подрядчиков, смежников и исполнителей всех сопутствующих работ.

Люди ко мне приходят, потому что они хотят, чтобы я с ними была на каждом этапе, везде их сопровождала, везде им объясняла и контролировала шаги. Потому что я знаю весь процесс и всегда вижу результат.

Это комфорт для заказчика – чтобы он был спокоен на каждом шагу – я здесь, я все контролирую. И это возможно за определенные деньги.

Там, где заказывают обрывочно только кусочек дизайн-проекта, или только подбор чего-то, я не участвую. Потому что чисто физически не могу успеть всего. В таких объектах работают мои сотрудники, профессиональные архитекторы, дизайнеры, декораторы. Все свои знания я передала, и мы продолжаем повышать свой уровень знаний на сложных объектах.

Меня лично, моего времени на всех не хватает. Поэтому я для себя я выделила только тот сегмент, где реализуется полный проект. Мне это интересно.

О работе со строительной бригадой. У вас есть постоянные партнеры или вы работаете со строительной бригадой заказчика?

У меня есть постоянные партнеры – фирмы и бригады. Но все постоянное не навсегда постоянное. Они меняются. Мы высматриваем, работаем с одними, потом постепенно вводим других. Кто-то снижает качество, тогда мы отказываемся от работы с этими партнерами. Другие повышают свой уровень, и мы переводим их в премиальный сегмент работ.

Постоянно рука находится на пульсе. В течение последних нескольких лет мы имеем дело с постоянными исполнителями. Но договор с ними не на всю жизнь. Мы постоянно находимся в поиске новых, идеальных строителей.

Хотелось бы, чтобы они были постоянными раз и навсегда, но это невозможно.

Где искать строительную бригаду тем, у кого ее нет?

Это непросто. Некоторые бригады приходят к нам от самих же заказчиков. Где-то, когда-то сами заказчики их привели. Но в силу моего 18-летнего опыта у меня по цепочке друг за другом собираются бригады из лучших исполнителей.

Но бывает и такое, что я не могу найти подходящих на объект, не ладится, заняты, не соответствуют уровню объекта или что-то еще….стопор. Тогда я применяю свой хитрый проверенный неоднократно способ. Я сажусь в такси и от таксистов узнаю все, что нужно. Потом проверяю и выбираю бригаду. Это на самом деле так: у таксистов миллион связей, они много общаются и могут посоветовать и пассажира, и просто своих знакомых.

А где дизайнеру с минимальным опытом работы найти бригаду?

Искать через знакомых дизайнеров с большим опытом работы. Можно приходить на конференции и общаться с другими гостями, со спикерами - это практикующие опытные дизайнеры. Такой нетворкинг - лучший. Здесь можно получить новые связи и контакты.

Для начинающего дизайнера выгодно также пользоваться бригадой клиента. Если клиент предлагает: «Вот у меня есть свои, они когда-то хорошо сделали», – стоит воспользоваться именно таким предложением, потому что ответственность будет на клиенте. Если строители что-то делали и сделали плохо – он сам с ними разбирается, потому что сам их позвал.

Хорошо, если бригаду рекомендовали старшие, опытные коллеги, сказали: «Вот эти отличные, они прикроют все твои ошибки, они сделают грамотно». Особенно хорошо, если еще попросят этих строителей: «Дизайнер начинающий, мой коллега, вы ему помогите, прикройте, научите». Но все равно вы должны вникать во все аспекты, глубоко и тщательно изучать процессы, а не просто довериться строителям и все на этом.

А если ты пригласишь свою бригаду, не зная об их низкой квалификации, то они наделают ошибок, а ты будешь в очень плохой ситуации и можешь потерять свою репутацию.

В случае работы с бригадой заказчика, можно сказать: «Ну ошиблись… Я слежу только за дизайном, я не слежу за внутренней частью, я не осуществляю технадзор. Вот тут у вас стенки покрашены правильным цветом, карнизы поклеены верно. А то, что они потрескались, где-то течет, что-то не включается, я не виноват».

Но среди этих бригад от клиента иногда находятся и действительно хорошие. Вы берете их в «дальнейшее плавание». Это один из безопасных способов. Вам же репутация важна на первых порах, поэтому вполне удобно работать с кадрами от заказчика.

А если есть выбор между 2-3 бригадами, на какие параметры нужно обратить внимание?

Обязательно нужно выезжать на объект. Нельзя смотреть картинки-фото их работ. Строители скажут: «О, мы на Рублевке делали. Это мы там делали! И вот в Кремле мы делали». Не поддаваться на рассказы. Хвастовство и фотографии никак не говорят о качестве.

На объекте обратить внимание на то, чтобы это было, по крайней мере, ровно. Есть моменты, на которые обязательно надо обращать внимание: осмотреть все стыки обоев, обязательно зайти в санузел, где плитка и посмотреть детали плиточных работ. Посмотреть, как обработаны внешние углы, если они неаккуратные, значит, и внутри строители могли сделать неаккуратно.

Посмотреть трещины, стыки стен и потолка, подгонку подоконников под рамы. Спросить, они это делали? или привлеченная бригада. Вообще, побольше им вопросов задать строителям.

Попросить новое правило (оно всегда должно быть на объекте), приложить к стенам прямо, по диагонали - проверить ровность стен. При этом спрашивать – «А как вы это делали?», «А как это?», «А что у вас под краской?», «А как вы сетку положили?».

Вы можете не знать эти тонкости, но пока вы посмотрите 5-6 бригад, уже наберетесь очень многого и узнаете массу строительной информации, которая нужна как хлеб для дизайнера, тем более, начинающего.

Надо обязательно проверить гребёнку отопления, водоснабжения. Посмотреть, как устроен шкаф-стояк для воды со всеми переключателями, аккуратно ли он собран. Спросить, из каких материалов сделана разводка и почему они выбрали именно эти материалы. Не обязательно быть экспертом, а можно просто поспрашивать, поговорить. И в разговорах вы многое поймете.

Строители могут сказать: «Ой да не знаю, из чего и почему. Пошли на рынок, купили. Что купили, то и поставили». Или скажут: «Мы сознательно выбрали этот материал, потому что…» У каждого может быть свое мнение, но вы пообщаетесь и увидите, насколько они вообще думают о том, что делают.

Дизайн-студия Ирины Богатиковой

Если выбрали бригаду, начался этап стройки, но работа не складывается. Либо делают ошибку за ошибкой, либо пытаются отодвинуть дизайнера на второй план. Что делать?

Если дизайнера «отодвигают», здесь надо общаться со строителями.

Если действительно строители не могут сделать по проекту, ты обязан сообщить клиенту, что не идет работа, что квалификация строителей не соответствуют нашему проекту. Что у нас задумано так и так, но строители не понимают чертежей. Например, не могут сделать полы в один уровень, значит, у нас поплывет размер здесь, будет неудобство здесь. Или не могут плитку уложить так, как у нас задумано…

Обязательно сообщать заказчику и принимать совместное решение о смене бригады. Либо принимаете решение об ухудшении качества, клиент пишет согласие с тем, что мы отходим от проекта: здесь упрощаем узел, здесь хорошие бумажные обои меняем на флизелин, который легче поклеить и так далее. Либо меняем бригаду.

Вы должны предупредить – либо силами криворуких строителей мы делаем что-то попроще. Либо меняем бригаду и выполняем так, как задумано в проекте. В нашем бюро договор содержит пункт о том, что дизайнер обязан сообщать заказчику о несоответствии квалификации строителей.

Но это все действует в том случае, если клиент привел свою бригаду. А если это ваша бригада и вы ему говорите, что она не соответствует, представляете, какой казус!

Нельзя такую бригаду звать или прикрывать ее до последнего. Либо сознаться, сказать «Я начинающий, я не знал». Признаться, а что делать... так, по крайней мере, честно.

Какие документы должен заключить дизайнер при работе со строительной бригадой?

Желательно заключать полный договор с учетом графика работ. Этот договор и график работ подписывает и клиент, и строитель, и дизайнер, и все его соблюдают. Если бригада работает по принципу «за метр квадратный», что очень часто бывает в дешевых объектах, и дизайнеру приходится с этим мириться, тогда составляете список работ, которые должны сделать строители.

Обязательно в нем прописываете: «Полы должны укладываться на фанеру или допустимо на подложку». «Углы должны быть зарезаны под 45 градусов». Например, в современных стилях стык стены и потолка делается без карниза и очень аккуратно должен быть обработан угол. Такие вещи нужно знать наперед и прописывать. Здесь с опытом, конечно, приходит и знание. И все, что вы знаете, нужно прописывать.

Мы обязательно пишем список работ и требования к качеству отделки. Строитель должен подписаться под каждым чертежом в проекте. Чем подробнее проект, чем больше в нем всего показано, тем лучше для строительной бригады. Особенно для той, которая берет оплату «за метр квадратный». Ты же уже продумал в чертежах, как это все будет сделано, бригада подписала, и она обязана сделать все по чертежам. На каждом листе проекта стоит подпись. И если что-то не так, то ответственность на строителе.

Если бригада подвела, сделала некачественный ремонт, просрочила работы и т.д. действия дизайнера?

Здесь действует договор. За просрочку – пени. Некачественные работы переделывают за свой счет. Стандартный договор можно взять у юриста. Там тоже многое прописано.

Наш договор, в силу пережитого опыта, дополнен своими пунктами. Можно начинать со стандартного договора.

За время вашей работы, 18 лет, поменялось ли что-то в ваших взаимоотношениях со строительными бригадами.

Конечно, я стала опытней и соответственно уважаемой. Строители это знают и видят. Меняется твоя самооценка, ты становишься сознательней, опытней и в глазах строителей, когда они видят - сколько объектов ты сделал. Они понимают, что ты не просто начинающий, дилетант, а что ты можешь с них требовать и увидишь их ошибки.

А в целом по рынку?

У многих очень плохое качество. Бригады меняются, косячат. Качество зависит от грамотного проекта, от требовательности дизайнера, его опыта работы.

Некоторые работают поверхностно - лишь бы быстрее построить, взять деньги и все. И очень многие дизайнерские фирмы берут проекты без авторского надзора. Мы проект сделали, а дальше будь что будет. Но каждая ошибка в проекте (а их много!) вылезает на стройке, и это строительный ад!

Дизайнер, отказывающийся от авторского надзора – не имеет опыта и желания брать на себя ответственность. Попросту, боится. Не стоит работать с такими.

Есть ли общие минусы современной бригады по отношению к предыдущим годам?

Есть! Приезжие работники, которые говорят: «Да-да мы все сделаем, мы все знаем». А они даже не подозревают, что им сделать предстоит. Раньше не было такого демпинга.

Раньше заказчики без интернета выбирали строителей, очень дорожили мнением дизайнера, репутацией бригады. А сейчас, в силу интернета и демпинга на рынке «дешевле, быстрее», появилось много обмана. Из-за незнания клиенты думают, что можно сделать качественный ремонт по 5000 рублей за метр квадратный. Они в это верят и сами обманываются этими сказками. Реальность другая.

В предыдущие года, заказчики прислушивались мнения дизайнеров – о надежности и ответственности поставщиков. Сейчас набирают сами в Яндексе «Строительная бригада», «Сантехника», покупают и ошибаются. Но понимают это только тогда, когда ошибутся. Поэтому иллюзии в настоящее время – это огромный минус.

А что стало лучше?

Явно положительное – профессия дизайнера стала известна и есть бригады высокого класса. Раньше бригад такого высокого класса не было, всем было в новинку сделать какие-то сложные вещи. Дизайнеров раньше не было, реализации по дизайн-проекту тоже не было, это стало появляться и постепенно развиваться, и сейчас ситуация намного лучше.

Строители сами говорят: «Нам проще работать по проекту и с дизайнером», чем с самим клиентом. Очень важное достижение последних лет – строители понимают, что с дизайнером работать легче. Не каждым дизайнером, но с опытным. Потому что дизайнер уже все согласовал с заказчиком, все подписали альбом и работают по плану.

А раньше было так «Ой, давайте тут люстру повесим… Ой, мне так не нравится, давайте подвинем». «А давайте поставим тут пять розеток, а тут одну», а потом он передумал. И вообще он захотел подвинуть стенку, когда все оштукатурено.

Это ужас для строителей, с проектом таких проблем нет вообще. Поэтому строители ценят хорошего дизайнера, рады с ними работать, хорошо понимают, что от них требуется. Осталось только донести до клиента, что такие строители стоят дороже, чем приезжая бригада, которая даже не подозревает, что от них хотят.

Какими качествами должен обладать интерьерный дизайнер, чтобы быть успешным?

Харизмой в первую очередь. Это всем необходимо. Если ты что-то придумаешь и не донесешь до человека, что это важно и хорошо, то превратишься в исполнителя каких-то «хотелок», просто в чертежника или помощника по подбору каких-то материалов.

Если не можешь убедить, что-то рассказать, то все очень скучно получается.

Выбор строительной бригады – одна из основных болей дизайнера. Назовите еще три основные боли дизайнера интерьера.

Незнание инженерной составляющей проекта. Это ведет к ошибкам на стройке. Если внутреннюю техничку, инженерку не рассмотреть заранее, не заложить в проекте, тогда ошибки на стройке неизбежно вылезут.

Проект - это картинка, чертёж. А стройка – это жизнь и когда ошибки из картинок выходят на стройку, всем плохо. Поэтому некачественно проработанный проект в технической части – это боль. Но через это все проходят. Потому что сначала нет опыта, потом он появляется.

Я рекомендую на первых порах не замахиваться на сложные проекты, решения. Включайте в проект только самое простое, что вы можете сделать. Допустим, какое-то виртуозное сочетание цветов в силу своего образования, опыта декорирования ты можешь включить. А какие-то сложносочинённые решения по потолкам или по выводам унитаза, душа где-то там далеко от стояка, душевая кабина без порожка – это очень труднореализуемое задание, и его нужно тщательно продумать. Неучтенная инженерка в проекте - на стройке оборачивается бедой.

Другая боль – заказчики, у которых очень много свободного времени. Жена, которая не работает, или муж со свободным графиком работы. Это тоже беда для дизайнера, потому что такие клиенты поглощают очень много времени. У них начинаются сомнения, сегодня им хочется одно, завтра другое. Они элементарно требуют внимания много часов в день, а у тебя на это нет времени и это тоже проблема.

Нерешительные заказчики, которые не знают, чего хотят. Таких необходимо в самом начале идентифицировать и поставить им в договоре ограничения – не более 2-3 вариантов планировки, не более 2-3 вариантов выбора мебели и так далее. Если их не ограничить, то они будут бесконечно просить «А еще что-нибудь придумайте», «А я не знаю, нравится мне или нет»… Те, кто не умеет принимать решения – очень сложные клиенты и их нужно строго ограничивать.

Коммерческое предложение дизайнерам
Авторы