Биография мастера архитектуры Марио Ботта
Архитектор Марио Ботта (Mario Botta) – яркий представитель постмодернизма в современной архитектуре. Автор дизайна знаменитого афинского национального банка, музея современного искусства в Сан-Франциско и многих других построек. Занимался реконструкцией памятников, имеет множество наград, в том числе Ордена Почетного Легиона.
Марио Ботта появился на свет в швейцарском городе Мендризио в 1943. В 16 лет юный архитектор спроектировал свое первое здание. Учился он в Венеции и Милане. Там познакомился со знаменитым французом Ле Корбюзье и американцем Луисом Каном. Оба архитектора произвели на молодого Марио большое впечатление.
Знакомство с великими проектировщиками окончательно определило цель в жизни – дизайн и архитектура. Идеи и концепции Корбюзье и Кана стали основой творческой деятельности.
На момент, когда он получил профессиональную степень, ему было 26 лет. К этим годам Марио уже понял, что архитектура — призвание его жизни.
В 27 лет молодой и амбициозный Марио Ботта открывает офис в городе Лугано. В то время его впервые по-настоящему заметили. Он занимался созданием проектов нескольких частных зданий в Швейцарии.
Марио Ботта стал лауреатом многих наград:
- в 1984 – член Института Архитектуры;
- в 1989 получил награду Award (повторно стал лауреатом в 1993);
- отмечен культурной премией Европы;
- почетный член Королевского Британского Института.
В отличие от других знаменитых архитекторов, сосредоточенных только на процессе создания проектов, Марио, начиная с 1975, активно занялся популяризацией деятельности. Он преподавал архитектурные теории; на примере своих идей доказывал и опровергал разные концепции.
Читал лекции в США, странах Азии, Европе. С 1976 является профессором Лозаннского политехнического института. В конце 80-х годов стал читать лекции в Йельском университете.
Марио Ботта неоднократно отмечал, что участие педагогической деятельности, не только расширяет возможности, но и закрепляет, продвигает талант и способности. Это рождает новые идеи и мотивирует продолжать заниматься любимым делом. В 1996 он был приглашен для составления учебной программы швейцарско-итальянского университета.
Все творческие плоды этого человека становятся длинной эволюционной цепочкой его таланта. Все здания, возведенные за последние десятилетия, являются продолжением его первичных идей в 1976. Марио не только создавал здания, он занимался ландшафтным дизайном и проектированием мебели.
Стиль Mario Botta
Собор в Эври
Проекты Марио Ботта отличаются необычностью: они сочетают эстетику модернизма, при этом, словно, «беседуют» на языке четких и правильных геометрических форм. В работах Марио Ботта прослеживается и модернизм, и элементы конструктивизма.
Стиль Mario Botta
Ресторанный комплекс Каменный цветок
Геометрическая «правильность» проектов архитектора Марио Ботта неслучайна. Создатель удивительных построек тонко чувствует аскетичную красоту древнего стиля. Тонкое, продуманное несоответствие нормам и стандартам рождало новые нормы и стандарты, следуя за древней архитектурной вернакулярностью. Это удивительным образом сочетается со всеми строгими традициями европейского классицизма. Особенно это заметно в духовных постройках Марио Ботта: церкви, синагоги, соборы.
Церковь в Сериате (Италия)
Прочувствовать, узнать в работах мастера некую долю античности – нормальное явление, ведь здания Ботта удивительным образом, словно, обращаются к древним истокам атриумов Древнего Рима. Жилые здания контрастируют с круглым внутренним двором Римских зданий точно так же, как контрастируют ажурные детали и кирпичные стены у Марио.
Частные дома, разработанные архитектором, всегда характеризуются такими особенностями:
- фонари зенитного типа;
- внутренние пространства, плавно переходящие друг в друга;
- жилая площадь 200-250 квадратных метров.
Офисный центр Campari
Уже в середине 70-х годов, работы этого дизайнера многими считались чем-то наподобие первого европейского манифеста, открывающего новую эру архитектуры.
Работы
Архитектура
Культурный центр в Чембери
Самые значимые общественные постройки, спроектированные известным архитектором:
- Культурный центр (Чембери);
- Вийорбанская французская библиотека;
- Готтардский банк (Лугано);
- галерея Ватари (Токио);
- французский эврский собор;
- базельский музей;
- Синагога и Центр еврейского наследия (Тель-Авив);
- Муниципальная библиотека (Дортмунд);
- знаменитый музей современного искусства в Сан-Франциско.
Архитектура
Музей современного искусства в Сан-Франциско
Музей искусства крайне сложно оценивать, используя любую известную классикам шкалу. Как бы странно и тавтологично это ни звучало, но музей искусства сам является настоящим произведением искусства.
И здесь наблюдается глубокая геометрическая точность: два практически идеальных параллелепипеда, имеющих общую грань, словно разрезаны невидимой плоскостью. Вся конструкция под прямым углом пересечена с большим параллелепипедом (встроена в него).
Через самый центр конструкции, проходя через ребра фигур располагается вертикальный цилиндр. И даже здесь – ожидается, что цилиндр станет башней, но он усечен наклонной плоскостью, из-за чего можно наблюдать коническое сечение – эллипс, имеющий кирпичную текстуру.
Церковь Сан-Джованни-Баттиста (Монго)
Отдельная тема – церковь Марио Ботта. Таких проектов два – знаменитая церковь в Могно и в швейцарском городе Тессино, на горе Монте Тамаро. Проекты отражают духовную связь с модернизмом, напоминают, с одной стороны, бастионы средневековья, а с другой – виадуки римского мира.
Церковь на горе Монте Тамаро
И вновь усеченный цилиндр с кирпичной кладкой. Рыцарский замок, Римский капитолий, Средневековый замок: церковь Тессино объединяет сразу всё.
Нереализованным остался проект реконструкции театра оперы и балета в Санкт-Петербурге (Мариинского театра).
Критики считают архитектора неорационалистом. Это не удивительно, ведь классифицировать Марио Ботта не получится, так как он – независимая единица в большой архитектуре.
Мебель
Возведение зданий – не единственная сфера деятельности. Также Марио является успешным дизайнером мебели. В середине 80-х годов он создавал прозрачные, изящные, металлические стулья для компании Alias.
Стул Quinta, Alias
Стул Quinta, разработанный в 1985 представляет собой стальную рамку и металлические детали с отверстиями (сиденье и спинка).
Стул Seconda, Alias
Стул Seconda, созданный в 1982 — удивительный представитель диагональных консолей и замены труб лентами.
Цитаты
Представитель мировой архитектурной элиты за годы чтения лекций и интервью стал знаменит также своими цитатами. Через постройки он не только смотрит в будущее, но и строит его. Однако касательно собственной жизни он отмечал: «Я не рад, что становлюсь старше!» Проектируя здание и избегая несущественных деталей, Марио Ботта не раз говорил: «Всё, что не сущностно, должно устраняться».