Биография мастера архитектуры Марио Ботта

Архитектор Марио Ботта (Mario Botta) – яркий представитель постмодернизма в современной архитектуре. Автор дизайна знаменитого афинского национального банка, музея современного искусства в Сан-Франциско и многих других построек. Занимался реконструкцией памятников, имеет множество наград, в том числе Ордена Почетного Легиона.

Марио Ботта

Марио Ботта появился на свет в швейцарском городе Мендризио в 1943. В 16 лет юный архитектор спроектировал свое первое здание. Учился он в Венеции и Милане. Там познакомился со знаменитым французом Ле Корбюзье и американцем Луисом Каном. Оба архитектора произвели на молодого Марио большое впечатление.

Знакомство с великими проектировщиками окончательно определило цель в жизни – дизайн и архитектура. Идеи и концепции Корбюзье и Кана стали основой творческой деятельности.

На момент, когда он получил профессиональную степень, ему было 26 лет. К этим годам Марио уже понял, что архитектура — призвание его жизни.

Mario Botta - фото

В 27 лет молодой и амбициозный Марио Ботта открывает офис в городе Лугано. В то время его впервые по-настоящему заметили. Он занимался созданием проектов нескольких частных зданий в Швейцарии.

Марио Ботта стал лауреатом многих наград:

  • в 1984 – член Института Архитектуры;
  • в 1989 получил награду Award (повторно стал лауреатом в 1993);
  • отмечен культурной премией Европы;
  • почетный член Королевского Британского Института.
Кто такой Марио Ботта

В отличие от других знаменитых архитекторов, сосредоточенных только на процессе создания проектов, Марио, начиная с 1975, активно занялся популяризацией деятельности. Он преподавал архитектурные теории; на примере своих идей доказывал и опровергал разные концепции.

Читал лекции в США, странах Азии, Европе. С 1976 является профессором Лозаннского политехнического института. В конце 80-х годов стал читать лекции в Йельском университете.

Биография Mario Botta

Марио Ботта неоднократно отмечал, что участие педагогической деятельности, не только расширяет возможности, но и закрепляет, продвигает талант и способности. Это рождает новые идеи и мотивирует продолжать заниматься любимым делом. В 1996 он был приглашен для составления учебной программы швейцарско-итальянского университета.

Все творческие плоды этого человека становятся длинной эволюционной цепочкой его таланта. Все здания, возведенные за последние десятилетия, являются продолжением его первичных идей в 1976. Марио не только создавал здания, он занимался ландшафтным дизайном и проектированием мебели.

Стиль Mario Botta

Работы архитектора Mario Botta

Собор в Эври


Проекты Марио Ботта отличаются необычностью: они сочетают эстетику модернизма, при этом, словно, «беседуют» на языке четких и правильных геометрических форм. В работах Марио Ботта прослеживается и модернизм, и элементы конструктивизма.

Стиль Mario Botta

Ресторан Каменный цветок по проекту Mario Botta

Ресторанный комплекс Каменный цветок


Геометрическая «правильность» проектов архитектора Марио Ботта неслучайна. Создатель удивительных построек тонко чувствует аскетичную красоту древнего стиля. Тонкое, продуманное несоответствие нормам и стандартам рождало новые нормы и стандарты, следуя за древней архитектурной вернакулярностью. Это удивительным образом сочетается со всеми строгими традициями европейского классицизма. Особенно это заметно в духовных постройках Марио Ботта: церкви, синагоги, соборы.

Церковь по проекту итальянского архитектора Ботта

Церковь в Сериате (Италия)


Прочувствовать, узнать в работах мастера некую долю античности – нормальное явление, ведь здания Ботта удивительным образом, словно, обращаются к древним истокам атриумов Древнего Рима. Жилые здания контрастируют с круглым внутренним двором Римских зданий точно так же, как контрастируют ажурные детали и кирпичные стены у Марио.

Частные дома, разработанные архитектором, всегда характеризуются такими особенностями:

  • фонари зенитного типа;
  • внутренние пространства, плавно переходящие друг в друга;
  • жилая площадь 200-250 квадратных метров.
Фото зданий Марио Ботта

Офисный центр Campari


Уже в середине 70-х годов, работы этого дизайнера многими считались чем-то наподобие первого европейского манифеста, открывающего новую эру архитектуры.

Работы

Архитектура

Фото проектов Марио Ботта

Культурный центр в Чембери


Самые значимые общественные постройки, спроектированные известным архитектором:

  • Культурный центр (Чембери);
  • Вийорбанская французская библиотека;
  • Готтардский банк (Лугано);
  • галерея Ватари (Токио);
  • французский эврский собор;
  • базельский музей;
  • Синагога и Центр еврейского наследия (Тель-Авив);
  • Муниципальная библиотека (Дортмунд);
  • знаменитый музей современного искусства в Сан-Франциско.

Архитектура

Музей в Сан-Франциско, проект Mario Botta

Музей современного искусства в Сан-Франциско


Музей искусства крайне сложно оценивать, используя любую известную классикам шкалу. Как бы странно и тавтологично это ни звучало, но музей искусства сам является настоящим произведением искусства.

И здесь наблюдается глубокая геометрическая точность: два практически идеальных параллелепипеда, имеющих общую грань, словно разрезаны невидимой плоскостью. Вся конструкция под прямым углом пересечена с большим параллелепипедом (встроена в него).

Через самый центр конструкции, проходя через ребра фигур располагается вертикальный цилиндр. И даже здесь – ожидается, что цилиндр станет башней, но он усечен наклонной плоскостью, из-за чего можно наблюдать коническое сечение – эллипс, имеющий кирпичную текстуру.

Проекты церквей архитектора Ботто

Церковь Сан-Джованни-Баттиста (Монго)


Отдельная тема – церковь Марио Ботта. Таких проектов два – знаменитая церковь в Могно и в швейцарском городе Тессино, на горе Монте Тамаро. Проекты отражают духовную связь с модернизмом, напоминают, с одной стороны, бастионы средневековья, а с другой – виадуки римского мира.

Гора Монте Тамаро

Церковь на горе Монте Тамаро


И вновь усеченный цилиндр с кирпичной кладкой. Рыцарский замок, Римский капитолий, Средневековый замок: церковь Тессино объединяет сразу всё.

Нереализованным остался проект реконструкции театра оперы и балета в Санкт-Петербурге (Мариинского театра).

Критики считают архитектора неорационалистом. Это не удивительно, ведь классифицировать Марио Ботта не получится, так как он – независимая единица в большой архитектуре.

Мебель

Возведение зданий – не единственная сфера деятельности. Также Марио является успешным дизайнером мебели. В середине 80-х годов он создавал прозрачные, изящные, металлические стулья для компании Alias.

Стулья по эскизам Марио Ботта

Стул Quinta, Alias


Стул Quinta, разработанный в 1985 представляет собой стальную рамку и металлические детали с отверстиями (сиденье и спинка).

Мебель дизайнера и архитектора Марио Ботта

Стул Seconda, Alias


Стул Seconda, созданный в 1982 — удивительный представитель диагональных консолей и замены труб лентами.

Цитаты

Марио Ботта

Представитель мировой архитектурной элиты за годы чтения лекций и интервью стал знаменит также своими цитатами. Через постройки он не только смотрит в будущее, но и строит его. Однако касательно собственной жизни он отмечал: «Я не рад, что становлюсь старше!» Проектируя здание и избегая несущественных деталей, Марио Ботта не раз говорил: «Всё, что не сущностно, должно устраняться».

Поделиться статьей: