всего самого интерьерного

Самопрезентация дизайнера

06 марта 2020

Автор: Анна Рытова, руководитель дизайн-бюро «Новое место»

Самоидентификация или «не прыгайте выше головы»

Архитектура и дизайн – область творчества, лежащая на границе фантазии и реальности. Дизайнер должен мыслить как художник, архитектор и строитель одновременно.

Важнейшим аспектом в деятельности дизайнера интерьера является презентация себя как профессионала. Чтобы дизайнеру определить целевую аудиторию и правильно себя презентовать, нужно самоидентифицироваться, понять, в какой точке творческого и профессионального развития он сейчас находится. Не стоит занижать собственные способности, можно замахнуться на несколько большую высоту, чем вы уже прыгали, но будет неграмотно, нечестно и даже опасно переоценить возможности и с порога архитектурного института взяться за дизайн-проект олимпийского стадиона.

Начинающему дизайнеру стоит выбрать простой проект комнаты или маленькой квартиры за скромное вознаграждение. Но чтобы предлагать услуги дизайнера, необходимо иметь хотя бы небольшое портфолио. Пофантазируйте и создайте несколько проектов своей мечты «в стол» - без дальнейшей реализации. Так вы определите стили, в которых нравится работать, и сможете зацепить потенциального заказчика идеями.

Других посмотреть и себя показать

Портфолио можно размещать на интернет-ресурсах для фрилансеров и дизайнеров интерьера, а также создавать альбомы с проектами в социальных сетях. Чем больше ресурсов охвачено, тем больше потенциальных клиентов увидят ваши работы. Выкладывать красивые изображения важно, но важно и рассказывать о проектах, о людях, для которых они созданы, какие задачи решались, с какими трудностями столкнулись. Чтобы заказчик заинтересовался, он должен увидеть живого человека по ту сторону экрана.

Успешное знакомство

Крайне редки случаи, когда клиент после первого контакта готов заключить договор, хотя и такие истории случаются. Где бы ни происходило соприкосновение – в вашей ленте в instagram, по телефону или при личной встрече, до предложения услуг должно случиться «волшебство». Во время знакомства клиент на подсознательном уровне исследует дизайнера, изучает, и делает предположения - сможет ли он вам доверять, поймете ли вы его и сделаете ли то, что он хочет.

Самое важное - поймать волну. Не пытаться подыграть и блеснуть умом, не нахваливать собственные заслуги, с целью поскорее себя продать, а больше задавать вопросов. Покажите клиенту, что он важен не как мешок с деньгами или способ реализовать дизайнерские амбиции, а как человек, которому нужны ваша помощь и профессионализм. Расспросите заказчика об образе жизни, увлечениях, как видит будущее пространство, какие хочет получать в нем эмоции и какие потребности закрывать. Чем больше задать важных и правильных вопросов, тем больше оснований довериться вам как профессионалу.

«Мы с тобой одной крови»

Дизайнер в процессе проектирования достаточно глубоко входит в личное пространство заказчика – на время становится членом семьи, знающим об интимных вещах и специфике образа жизни клиента. Для достижения доверия у клиента должно возникнуть ощущение, что с ним говорят на одном языке и находятся на одном уровне. Это не значит, что для получения в заказчики олигарха, необходимо срочно купить Rolls Royce, нет. Но нужно научиться мыслить как он.

Это другой путь – профессиональный, путь, длиною в несколько лет опыта и площадью в пару гектаров реализованных дизайн-проектов. И лежит он в гору.

Поднимаясь по лестнице творческого роста, периодически приходится прыгать по ступенькам, в поиске местонахождения данного конкретного заказчика. Периодически нужно уметь спускаться. И снова помогут вопросы. Необходимо говорить с клиентом на одном языке и переключаться на мышление в разных категориях.

Определите максимальный диапазон – это и будет ваша целевая аудитория. Аспектами в данном диапазоне выступают масштаб, сложность и бюджет объекта, который придется вам по плечу.

Кто сценарист, а кто режиссер или как себя продать

Для успешного финала самопрезентации нужно пройти несколько этапов. Нет строгой последовательности. Важно обладать навыком импровизации и свободно пользоваться стратегией «действуй по ситуации». Конечно, должны быть под рукой портфолио и пример буклета дизайн-проекта, но это не главные герои пьесы.

Спрашивайте, спрашивайте и еще раз спрашивайте. Спрашивают вас – отвечайте. Этот спектакль всегда имеет разный сценарий. И он зависит от предпочтений клиента в принятии решения. Кто-то досконально изучит 3d-визуализации, кто-то чертежи, для другого главное - интерьерный стиль, четвертому важнее авторский надзор, а пятому – есть ли у вас своя ремонтная бригада. О чем клиент спрашивает, в ту тему и углубляйтесь, заказчик вас сам поведет.

Но параллельно ведите свою игру. Вносите предложения по проектным решениям, фантазируйте, как решить задачу, расскажите, как вы раньше выходили из подобной ситуации – тем самым вы погру̒зите клиента в процесс и вызовите ощущение, что он уже работает с вами. В конце беседы обязательно нужно закрыть клиента на дальнейший шаг: выставление коммерческого предложения, назначение даты обмеров или новой встречи. Не отпускайте клиента со словами «я подумаю» - это редко заканчивается заключением договора.

Последний, самый важный совет, который, может показаться банальным – будьте максимально уверенными в себе. Не думайте, что не справитесь, что, возможно, завысили цену, и теперь клиент точно уйдет к другому дизайнеру… Что можно было сказать по-другому и т.п. Не этот – так другой. Может, он вам и правда сейчас не по зубам, а, может, наоборот.

Каждому дизайнеру положен свой клиент, и он обязательно вас найдет.

----------------------

Смотрите также по теме:

Как заказчики выбирают дизайнеров

Как правильно построить отношения с клиентом

Алгоритм работы дизайнера с клиентом

Интерьерная фотосъемка. Как снять интерьер без фотографа

Коммерческое предложение дизайнерам
Авторы