Серия скульптурных досок KAGAN’KA. Интервью с победителем конкурса «Придумано и сделано в России»
Виталий Жуйков – дизайнер, дающий новую жизнь старым, старинным вещам. Основной материал для его объектов – наличники, утварь, дошедшая до наших дней через десятилетия. Работы Виталия можно увидеть на выставках, в конкурсах, объекты покупают для своих интерьеров российские звезды.
Серия скульптурных досок KAGAN’KA стала победителем конкурса «Придумано и сделано в России». Жюри выбрало их в номинации «Новое ремесло».
Редакция BasicDecor поговорила с Виталием о его творчестве.
Виталий, расскажите о вашем подходе к дизайну.
Виталий Жуйков: Я делаю все из старого, это моя концепция. Мне важно, чтобы у материала была история, легенда, были жизненные истории.
Сейчас я работаю с наличниками. Я вставляю зеркала, делаю из них стеллажи, полки. Из фрагментов, которые нельзя восстановить, я делаю арт-объекты. Из старых амбарных и напольных досок, а также строительных материалов делаю столы, столешницы, консоли, полки, стеллажи...
Также есть история под названием «утварь» (Uтварь). Я нахожу корыта, большие чаши и делаю из них функциональные вещи для дома. Например, из корыта я сделал консоль, сварив конструкцию из металла. Таким же образом можно сделать столик.
Была история, когда из бочонка с клеймом 1927 года я сделал кофейный стол.
Причем это рождается всегда само собой. Ты идёшь, ищешь, находишь, и у тебя из этого получается серия. Не штучный материал, а целая коллекция.
Где вы находите материал?
Я родом из Удмуртии. Каждое лето я уезжаю туда как в мини-экспедицию – на Каме у меня небольшой дом, мастерская.
Там есть небольшой купеческий годок Сарапул, где сейчас сносят много старых домов. Люди такой материал просто не оценивают, выбрасывают. А я хожу, смотрю, договариваюсь о продаже, кто-то так отдает.
Да и многие друзья знают, что я занимаюсь дизайном. Присылают фотографии и спрашивают «надо тебе это или нет». Уже некое сарафанное радио работает. Таким вот образом я собираю и наличники, и материал, и утварь. И потом вывожу, заказывая транспортные компании.
Какие-то из объектов рождаются в Удмуртии за лето. Например, серия разделочных досок. Они выполняют свою функцию, но больше выглядят как артефакт, арт-объект. Мне хотелось посмотреть, как работает простая утилитарная вещь, если ей дать эстетический образ. И вот получилась красивая, стильная языческая история, которая получила премию в конкурсе «Придумано и сделано в России».
Да, они победили в номинации «Новое ремесло». Расскажите об этих досках подробнее.
Коллекция называется KAGAN’KA – так называют новорожденных детей, младенцев. По сути, это история перерождения, появление нового существа из старого.
Идея родилась случайно. На даче давно стояли старые доски, которые я когда-то взял из заброшенного дома и оставил сушиться. Потом решил спилить их для топки, а затем подумал: «Что я делаю?! Надо же сначала передать форму разделочных досок, может, интересно будет».
Вот так вот и пошло. Сначала просто вырезал, затем стал наносить орнамент болгаркой, потом делал выемки, обжигал. Огонь – главный скульптор, который убирает все лишнее. Люди пытаются все приукрашать, а огонь раз – и ничего лишнего, только то, что нужно.
После обжига металлической щеткой убираются все ненужные элементы и появляется очень глубокая, тактильно приятная, фактура дерева. И затем я обрабатывают доску маслом с воском, для надежности и сохранности.
А еще мне кажется, что родная земля дает какую-то подпитку, подбрасывает что-то новое. Затем я стал специально ездить по деревням, собирать амбарные доски и делать из них такую историю.
Опишите портрет покупателя
Я не работаю целенаправленно на какую-то аудиторию, это идет изнутри. Мне даже оценивать сложно, сколько предмет может стоить. Потому что, если у меня есть настроение, я могу сделать доску за полдня. И потом люди говорят: «А почему они у тебя так дешево стоят?».
Если говорить о тех, кому нравятся мои предметы, то процентов 60 – это девушки от 25 до 45 лет. Это люди с чувством вкуса, вращающиеся или интересующиеся искусством, дизайном, музыкой или литературой. Обеспеченные люди. У них все в порядке с эстетикой.
Много иностранцев интересуются. Была волна перед Новым годом – несколько французов заказали наличники. Прошлой зимой индусы приезжали. После Нового года девушка из Петропавловска-Камчатского заказала два шкафа для коллекции кукол.
Кто-то из инстаграма приходит.
Сколько работ вы представили на конкурс?
Я представлял серию скульптурных досок, наличники и совместную коллекцию мебели в стиле модерн с ребятами из столярной мастерской: два шкафа, обеденный стол, стол журнальный и консоль. Все сделано из массива американского ореха, дуба и ясеня. Мы совместили темное и светлое дерево. Все очень шикарно получилось. И там есть своя фишка: все ручки для открывания сделаны в виде отверстия и они будто «засасывающие», как вулкан. Ксения Собчак купила такой комод в свою квартиру.
В августе мне сказали, что начинается конкурс, а я только-только закончил эти доски. Дедлайн был до конца сентября. С моим другом мы сделали съемку и послали фото.
Очень важна подача объекта. Не стоит экономить на съемке.
Ваша марка называется Made in August. Ваши объекты рождаются летом?
Нет, там все гораздо интереснее. Когда я это придумал, я еще не занимался промышленным дизайном. Все родилось само.
Я отдыхал летом в Удмуртии, и мне стукнуло в начале сентября, что я хочу заниматься дизайном. А значит нужно все брендировать, выйти на рынок уже с лого и айдентикой. Мне нравится август – он такой благородный, вроде еще лето, но уже с грустинкой, потёртостью. Не как, например, май – молодой, дурацкий и шаловливый. А с сединой, окрепший, как настоявшееся вино.
А вообще, в Made in August, август может быть месяцем, а может быть и местом или именем. Это нечто вневременное, что позволяет не уходить в одну узкую специализацию.
Какое у вас образование?
После школы я получил строительное образование. Затем я работал графическим дизайнером, арт-директором. Потом окончил Британскую высшую школу дизайна, годичный курс промышленного дизайна.
Полного образования в дизайне у меня нет, я самородок. Но Британка помогла структурировать все, что я хотел.
Как произошел переход из строительства в дизайн?
Это все рядом. После армии я занимался ремонтом квартир. Потом меня ребята позвали работать в газету дизайнером. Затем я переехал в Москву и устроился в журнал Интерьер+Дизайн. Это была очень хорошая школа. Теперь я разбираюсь во всех брендах, во всех направлениях дизайнерских и мебельных. И это плавно подтолкнуло уйти из бумаги в объем. Сначала на учебу, а потом и на работу.
Что главное в работе сейчас?
Свободное время. И делать то, что в голове, а не на зарабатывание денег. Сейчас работаю над заказами, а это отвлекает от моих идей, которые я хочу воплотить.
В основном я делаю штучные, уникальные вещи из-за специфики материала. И подобрать одинаковые доски – трудно. Один в один не будет. Я работаю как художник, а делать копии на свои оригиналы – странно.
Я как в лаборатории – могу выдать идею, а уже дальше можно тиражировать, как хотите. Мне интересно экспериментировать
В вашей работе есть рутина?
Я вообще рутину не люблю. И когда она появляется, мне становится скучно и я бросаю.
Что бы вам хотелось делать дальше?
Хотелось бы делать объекты более масштабные, коллекционного плана. Так интереснее, когда работаешь над одним объектом. Ты выкладываешься, мучаешься, но ты работаешь. Я совершенно не хочу уходить в производство. Мне нравится скульптурный объем и хочется работать в этом направлении для публичных помещений и пространств.
Какие каналы продаж самые эффективные?
Я не занимаюсь продвижением, потому что не умею. Возможно, если нанять человека, он бы мне все рассказал, как это все делается. Но так как я не очень люблю писать, инстаграм – мой канал, куда я выкладываю фотографии. Фото – мой язык общения с миром.
Работает сайт, но люди в основном из инстаграма приходят.
Конкурс положил начало Галерее российского предметного дизайна. Дайте определение «Российскому дизайну».
Не хочется давать определение. Я как художник делаю, а определение давать людям, которые работают в музеях.
Не надо зацикливаться, нужно делать. Искусственно что-то создавать – неправильно.
Еще рано и российского дизайна нет. Чем больше мы работаем и выдаем объектов, тем больше мы стилизуемся сами, отбрасывая лишнее. Как огонь нас обжигает и остается основа. Вот этой основы еще нет. Пока украшательством занимаемся, а нужно будет пройти огонь, и тогда останется российский, русский дизайн.