всего самого интерьерного

Светильник Moon. Победитель в категории «Свет» конкурса «Придумано и сделано в России»

01 ноября 2019

Сергей Фролов и Максим Ефремов – основатели бренда ploomboom.com. Их работа, светильник Moon, стала победителем в категории «Свет» номинации «Дизайн-продукт» конкурса «Придумано и сделано в России».

Светильник Moon

Редакция Design BasicDecor поговорила с дизайнерами об их креативных идеях, необычном светильнике и российском дизайне.

Расскажите о вашей студии

Сергей: Мы -  группа дизайнеров. В 2004 году окончили Нижегородский Государственный Архитектурно-Строительный Институт, кафедра «Промышленного дизайна». После института, в 2007 году, создали дизайн-бюро «3D» и занимались интерьерами.

Как правило,  в наших интерьерах всегда были авторские вещи: проект был не только декоративным, но и архитектурным.  Мебель внедрялась в интерьер, была неотъемлемой частью дизайн-идеи, это было нашей «фишкой».

В 2012 году мы создали студию ploomboom.com, в рамках этой студии мы стали заниматься предметным и промышленным дизайном. Первым нашим предметом, который мы придумали и создали, стала напольная раковина ХХ. Наши идеи воплощались в прототипах, которые мы отправляли в Европу производителям мебели и света.

Российские дизайнеры

Сергей Фролов и Максим Ефремов, бренд ploomboom.com


Получилось что-то произвести в Европе?

Сергей: Попытки внедриться в Европу пока не очень успешны. Там к российскому дизайну относятся довольно предвзято. И даже если дизайнер хочет выпустить что-то, то делать это нужно за счет собственных средств. Сейчас мы разрабатываем наши предметы на Российских производствах и сами занимаемся продажами. Часто используем предметы нашей компании для своих интерьеров.

Кроме того, многие европейские дизайнеры и дизайн-студии перестали работать на крупные корпорации, и выпускают дизайн-объекты под собственным брендом. Так гораздо прибыльнее и выгоднее, чем роялти, ты сам назначаешь свою прибыль, занимаешься маркетингом, рекламой, выпуском, размещением продукта на фабрике… Это совмещение дизайна с маркетингом. У европейских коллег очень хороший опыт создание дизайна, основываясь не только на эстетике, но и на маркетинговых исследованиях, на возможный спрос придумываемого предмета на рынке. Европейских дизайнеров изначально готовят продавать свои идеи.

В этом европейское образование очень отличается от российского. За рубежом дизайнеров учат продавать; придумывать, как продавать. Создавать не только форму будущего предмета, а именно концепцию, придумывать философию. Может, и формы еще нет, а история уже начинает жить.

Сейчас МГХПА им. С.Г. Строганова, кафедра «Мебельный дизайн», начинает приблизительно так преподавать. Они помогают своим студентам продвигаться на рынок, возят на выставки России и Европы.

А мы как студия – продукт российского института. У нас нет образования маркетолога, но мы пытаемся это исправить, учимся на своих ошибках, получаем дополнительное образование. В этом году я проходил обучение В Европейском институте в Милане IED. Это была очень хорошая практика.

Как вы пришли в дизайн?

Сергей: В 90-х я поступил в институт с мыслью, что я могу сам придумывать «нечто» и за это получать зарплату. Это даже было чем-то похоже на историю «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери. Для меня это было чем-то фантастичным на тот момент.

Максим: Я окончил художественное училище. Но я понимал, что это образование не даст того, чего мне хотелось. А хотелось получить большего. И я поступил в институт ННГАСУ, окончил кафедру промышленного дизайна, основанную Олегом Петровичем Фроловым, одним из известнейших дизайнеров СССР. Он, в частности, возглавлял дизайн отдел на «Красном Сормово» и был соавтором проектов экстерьера и интерьера судов на подводных крыльях, работал в Центральном конструкторском бюро под руководством Ростислава Алексеева.

Светильник российских дизайнеров

Светильник может менять геометрию и за счет этого менять освещение в интерьере


Что в начале вашей карьеры как дизайнеров было сложнее всего?

Сергей: Как и продвижению, нас не учили практике. Не учили, где взять материал, как найти заказчика. Сейчас я понимаю, что главное – сначала поработать на студию, набраться опыта и дальше либо оставаться в компании, как сотрудник, либо уходить, но уходить с наработанным опытом и практикой. Стать специалистом в своем деле.

Ошибаться на своих проектах сложно – это и расход средств и времени, и само по себе неприятно. Исторически в структуре артелей всегда была структура «Мастер и подмастерья». Как мне кажется, в дизайн индустрии сейчас этой структуры нет, и в институте также не помогают в этом плане, не так активно направляют студентов.

Никто не знает, где должен работать дизайнер после института, в каких конкурсах он должен участвовать, какие выставки посещать. И дизайнер вновь начинает учиться.

А вы сами берете в компанию молодых дизайнеров?

Сергей: Да, у нас есть сотрудники, которых мы берем в самом начале их карьеры, после института. Наша студия - это фильтр, созданный Максимом и мной, попадая в него, дизайнер начинает видеть мир немножко нашими глазами.  Наши идеи имеют почерк. Дизайнеры, которые с нами работают, подстраиваются под наше восприятие эстетики. Естественно, мы делимся своими знаниями и опытом.

Начинающие коллеги вносят свои идеи, и это необходимо для обновления нашего виденья мира. Эстетика - вещь изменчивая, и что было интересно 10 лет назад, может быть неинтересным сейчас. Мода изменчива и циклична. Поэтому они учатся у нас, а мы у них.

Если человек у вас обучился и дальше хочет уйти в свободное плаванье, как вы реагируете?

Сергей: Это больно. Как ребенок, который повзрослев уходит от своих родителей. Но конечно, мы все понимаем, удержать человека невозможно, но возможно создать условия для творчества.

В Европе есть договорные отношения, в которых все четко прописано. Нам тоже нужно переходить на договорные отношения. Мы даем знания, практику, а сотрудник определённое договором время работает на нас, вносит в наше творчество что-то свое.

Что для вас главное в работе сейчас?

Сергей: Таких моментов много. Не стоит отрицать необходимость финансовой стабильности. Художник, конечно, должен быть голодным, но постоянные мысли о «хлебе насущном» отвлекают от главного. И ты перестаешь думать о финансах тогда, когда они у тебя есть.

Но самое главное в работе – идея и новизна идеи. Нужно интуитивно осознавать какой будет дизайн «завтра», иначе остаешься позади. Огромная необходимость посещать выставки, участвовать в конкурсах.

Максим: Для меня главное - некий творческий полет, чтобы было интересно работать. По сути, мы живем своей работой. Об этой работе ты думаешь постоянно. Думаешь, как реализовать тот или иной проект. Наша студия на хорошем счету, мы постоянно пребываем в идеях, поэтому мы и любим свою работу, поэтому и получается неплохо.

Стильный светильник

Как справляетесь с творческим кризисом?

Сергей: Когда ты из кризиса вышел, ты уже не думаешь о том, что он был.

Идеи берутся не от ума или таланта, они просто приходят. Ты лишь приемник, готовый  эти идеи воплотить, тебе эти идеи даются. Это можно назвать как угодно – «дар от Господа Бога», «подарок Вселенной» … Но ты должен быть достоин этой идеи, чтобы она реализовалась, а не погибла в твой лени или неспособности ее воплотить.

Главное – не идея, а воплощение. Если ты придумал что-то, но не смог реализовать – это просто осталось картинкой.

В этом плане творчество Захи Хадид – это отличный пример, когда самые невероятные идеи стали реальностью. Ее талант был не только в создании архитектурных образов, но и в том, как продать, воплотить конструктивно сложные проекты, настоять на своем, убедить заказчика в целесообразности вложенных средств.

Светильник Moon выиграл в номинации «Дизайн-продукт» категории «Свет». Расскажите, из каких материалов он сделан и в чем заключается концепция этого проекта?

Сергей: Светильник сделан из кориана (искусственного камня) и металла, плюс светодиодная панель. Это простая форма, лист, который пересекает световая окружность. Форма одновременно и простая, потому что это просто изломанный разрезанный лист, в который вставлен диск. Вместе с тем она сложная, потому что в итоге из листа получается сложная форма.

В светильнике есть фишка – он может менять геометрию и за счет этого менять освещение в интерьере. Получается диск отраженного света. Как от луны отражается солнечный свет на землю, так от диска нашего светильника отражается свет на интерьер.

Дизайнерский светильник Moon

Опишите технологию изготовления

Сергей: Искусственный камень нагревается и становится податливым как пластилин. Из него можно лепить все что угодно. В этом преимущество кориана. Он хорошо обрабатывается, фрезеруется, из него можно делать любые бионические формы.

Портрет человека, для которого сделан светильник Moon

Сергей: Прогрессивный человек, который ценит и любит дизайн. В принципе, это может быть любой человек. Промдизайн – это дизайн для массового потребителя. Поэтому мы думаем о массовом покупателе.

Это светильник для интерьера в любом стиле, любого предназначения, это может быть домашний или общественный интерьер.

Как называется стиль, в котором вы работаете?

Сергей: Недавно я услышал термин «Итальянский минимализм».

Максим: Хотелось бы думать, что мы работаем в именно в нем)).

Сергей: Сейчас есть тенденция в поиске «лица» русского дизайна, его идентификации.  И во многих случаях этот писк уводит автора в «кич». Как бы ни было обидно, но многие русские вещи, которые считаются знаковыми, они немножко не русские. Как примере - матрёшка, неваляшка и т.д.

Россия всегда была некой губкой, которая впитывает в себя Восток и Запад, и преобразует в нечто свое. Поэтому лицо российского дизайна должно быть именно таким – некой совокупностью. С давних времен Россия находится на пересечении торговых путей двух разных миров Европы и Азии. И именно в России происходит смешение этих миров, соединение несоединимого. В России происходит интересная коллаборация восточной и западной философии.

Как вы решили принять участие в конкурсе «Придумано и сделано в России»?

Сергей: Как всегда, такие вещи попадаются на глаза. И я думаю, неслучайно. Мы видели информацию в интернете, нам присылали ссылки наши друзья и коллеги. Мы очень часто задумывались о трудностях дизайна и производства России. И естественным образом хотели стать частью этого. Потому мы даже и не думали, а сразу приняли решение об участии. 

Максим: Огромное желание быть услышанным.

Сергей: Быть услышанным и быть соучастным тому, что происходит сейчас с российским дизайном. Нам хотелось принимать участие в этом рождении, или перерождении.

Мы много участвуем в конкурсах. Это пока единственная возможность как-то заявить о себе. Я пока не знаю, как это поможет нашей команде. Конкурсы в Росси проходят незаметно, и мало помогает нашему продвижению. Мне бы хотелось, чтобы наши идеи реализовывались в готовый продукт. Я всегда опасаюсь, что идеи останутся на бумаге, а это неправильно. Идеи должны жить среди людей. Но российский дизайн существует, и он растет, и я знаю, что это только начало. Появляются люди, которые пытаются что-то делать для этого роста. Главное не стоять на месте и что-то делать, а это обязательно приведет к результату.

Оригинальный светильник

К какой цели вы идете?

Сергей: Нам хотелось бы выйти на массовый продукт. Хотелось бы, чтобы в России были фабрики, которым интересен российский дизайн. Все боятся финансировать идеи. Потому что непонятно, будет ли это пользоваться спросом и приносить прибыль. Нам бы хотелось закрепиться на этом рынке. Чтобы с этим опытом и привилегиями говорить: «делать надо так».  И не переставать учиться, учиться дизайну у наших коллег, получать опыт в области маркетинга. Заниматься исследованиями в системе продаж.

Мнение жюри

Наталья Белозерцева, координатор конкурса «Придумано и сделано в России» и член оргкомитета конкурса:

Светильник MOON – космический! В прямом и переносном смысле. Сначала замечаешь лаконичную форму в виде диска. И лишь потом открываешь возможность ее поворота с вертикального положения в горизонтальное.

При создании предмета автора вдохновлял спутник Земли, отсюда и космическое название – «Луна». Дизайнеру удалось даже создать эффект отраженного солнечного света. На этом строится игра светотени, от этого преображается пространство вокруг.

Думаю, именно обманчивая простота, которая оборачивается многообразием интерпретации образа, повлияло на выбор жюри. Сам автор сравнивает свое произведение с японским хокку - всего несколько слов, но с таким глубоким смыслом.

Коммерческое предложение дизайнерам
Авторы