Светильник Fellini. Интервью с победителем конкурса «Придумано и сделано в России»
Знакомим вас со следующим победителем конкурса «Придумано и сделано в России». В категории «Свет» номинации «Дизайн-прототип» первое место занял светильник Fellini ландшафтного дизайнера Ивана Буракова. Автор: «Светильник незаметен в любом ландшафте, не спорит с архитектурой и излучает качественный свет».
Редакция Designbd.ru поговорила с Иваном о ландшафтном и предметном дизайне, их точках пересечения.
Иван, вы ландшафтный дизайнер. Как вы решили создать объект?
Иван Бураков: Есть люди, которые приходят в предметный дизайн через обучение, а есть те, кто пришел в эту индустрию из-за необходимости создавать какой-то продукт. Второй вариант – как раз мой случай.
10 лет я занимался ландшафтным дизайном, моя компания проектировала частные сады. И в каждом проекте всегда заложено освещение, когда в самый последний момент устанавливаются осветительные приборы. Соответственно, каждый раз была некая боль для заказчика и для проектировщика. Боль, потому что чаще всего европейские светильники стоят очень дорого, а на российском рынке нет производителей, выпускающих уличный свет достойного качества. И тут случается диссонанс – заказчик хочет дешевле, а проектировщик качественнее.
Чаще всего у нас можно непосредственно прийти и купить только китайские экземпляры, которые очень плохо себя ведут. А климат у нас такой, что нужен крепкий светильник, который служил бы долго. К сожалению, многие экземпляры такого не могут.
В течение 10 лет работы в ландшафтном дизайне я понял, что нужен светильник, который был бы неприхотлив, неприметен. И я пришел к предметному дизайну не из-за творческого порыва реализовать какую-то красивую вещь. Была необходимость создать объект, который выглядел бы достойно в моих проектах и служил долго.
Как вы пришли к ландшафтному дизайну?
Вообще, я окончил электротехнический университет. У меня нет дизайнерского образования. 10 лет назад вместе со своим партнером я основал ландшафтное бюро МОХ. Спустя 10 лет я оставил компанию для того, чтобы работать в своем направлении.
А попал я в эту индустрию просто. В то время для меня эта деятельность была нова и интересна, тянуло работать с красивыми объектами и вещами. А что может быть красивее растений и ландшафтной архитектуры? Так я и начал заниматься дизайном. И работа моя не в том, чтобы заниматься освещением. Это как хобби, плюс создание альтернативы некачественной продукции.
Иван Бураков, российский дизайнер
Что в начале карьеры как дизайнера для вас было сложнее всего?
Работа с конечным клиентом. Здесь задействован стык многих специальностей и многих требований к человеку: психология, умение правильно подобрать слова, донести и доказать свою точку зрения, аргументировать, грамотно подать, чтобы было понятно.
Как долго справлялись?
У меня никогда не было проблем с этим, просто требовало наработки качества.
Что сейчас главное в работе?
Главное, чтобы идеи были востребованы. Чтобы качество идей не портилось в процессе изменения их со стороны заказчика. Очень часто, когда заказчик вмешивается, я не против. Это совместный процесс, и я даже за. Главное, чтобы суммарное качество идей не страдало от этого взаимодействия.
Я никогда не говорю, что нужно клиенту сказать «нет» и стоять на своем. Просто всегда можно предложить альтернативу, которая устроила бы обе стороны, чтобы через 10-15 лет не было стыдно перед будущим поколением за то, что ты делаешь.
Светильник Fellini стал победителем в категории «Свет». Расскажите об особенностях его изготовления.
Материалы, из которых сделаны элементы – бетон, полнотелая бронза и стекло.
Бетон занимает основную массу. Только сам бетонный корпус весит порядка 20 кг. Для меня сад – это не светильники, а архитектура растений и материалов. У меня была цель создать светильник, незаметный в саду, когда он не горит. А бетон – материал незаметный, у него много плюсов: со временем он благородно стареет, покрывается мхом, морозостоек, практически не убиваем с технической точки зрения. Например, если дети играли в футбол и попали мячом в светильник, ему ничего не будет.
Далее бронза. Она хорошо обрабатывается механическим способом. В Fellini использовано токарное производство, не литье, так как литьем не добиться такой поверхности. К тому же здесь бронзовый элемент имеет функциональное значение – он обрамляет корпус, чтобы надежно закрепить стекло.
Само стекло отливается на знаменитом стекольном заводе в Дятьково. Мастерам пришлось с ним помучаться. Возможно, со времен перестройки рабочие завода потеряли хватку – сейчас не каждый выпущенный плафон может быть установлен.
Хорошее стекло делают в странах Восточной Европы. И можно переориентировать производство туда. Полагаю, это может быть даже дешевле. Уж качественнее точно.
Я всегда борюсь за качество света. Под «качеством света» я понимаю индекс цветопередачи, интенсивность и способы управления этим светом.
Просто функцию «включить–выключить» мы уже пережили. И теперь людям нужно чуть больше: возможность настраивать интенсивность света, менять цветовую температуру.
Система управления у Fellini беспроводная – светильники сами по себе образуют единую сеть и передают сигнал дальше, один к другому. Строится эта система по развивающейся технологии ZigBee: когда есть один источник сигнала, и он через другие источники передает всю информацию – яркость, цветность и т. д.
Соответственно, управлять им можно не только через выключатель, но и через смартфон, планшет или силой голоса.
Для кого этот светильник?
Сейчас ландшафт стремится к концепции DIY, делай сам. Покупатели Fellini – это люди, которые чаще всего отказываются от услуг архитектора, и делают что-то сами в своем саду. Например, купила молодая семья участок, построила сборный, модульный домик. Такая семья, скорее всего, купит мой светильник.
У людей верхнего сегмента часто архитектура предписывает высокоуровневые светильники, поэтому они не позволят себе по проекту использовать бетонную модель.
Этот светильник выберет тот, кто сам стремится продумать и реализовать проект.
Система управления у Fellini беспроводная – светильники сами по себе образуют единую сеть и передают сигнал дальше, один к другому
Вы можете назвать характерные черты российского дизайна?
Для меня нет такого понятия, как «российский дизайн». Есть просто дизайн, и есть дизайн, который придуман и оптимизирован для России. Приятно конечно, когда что-то придумали в России, но на качестве эксплуатации это никак не влияет.
Над чем вы сейчас работаете?
Я работаю еще над одним светильником, но он конкретно под задачу создан, и я думаю, что в широкий рынок он не пойдет.
Но больше времени занимает ландшафтный дизайн – сейчас веду несколько проектов.
Вы видите перспективы развития вас как предметного дизайнера?
Да, вижу. Я хочу дальше двигаться в этом направлении. Хочу делать нештучные предметы. Для меня дизайн должен быть не в штучных вещах, а в массовом производстве.
Какого результата вы хотели бы достичь в своей работе?
Я бы хотел, как Филипп Старк сидеть, делать красивые вещи и выкладывать смешные фотографии в Instagram. Следить за армией своих помощников дизайнеров. Быть, по сути, главным редактором. У Старка красивая схема. И при этом он остается самим собой, продолжает дурачиться и мне кажется, его не поглотила рутина. Такое ощущение создается по публикациям о нем, интервью и вещам, которые он создает.