всего самого интерьерного

«В народном искусстве нет комплексов и рамок». Интервью с дизайнером Дмитрием Чекучиновым

14 мая 2019

До 3 июня во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства проходит выставка «Точка опоры». Новое народное». На ней представлены проекты современных авторов, созданные на основе русского традиционного искусства. 

Предметный дизайнер Дмитрий Чекучинов

Среди экспонатов можно увидеть работы дизайнера Дмитрия Чекучинова. Редакция Designbd.ru встретилась с автором.

Дмитрий, расскажите о своем образовании

Я учился в Абрамцевском художественно-промышленном колледже имени В. М. Васнецова, на художественной обработке дерева, где моим ведущим педагогом был Ермилов В.А. Затем в Московской художественно-промышленной академии имени С. Г. Строганова на отделении «Дизайн мебели», сначала у проф. Рыжиковой О.К., а затем в группе проф. Случевского Ю.В.

Предметный дизайнер Дмитрий Чекучинов

Где вы черпаете вдохновение на создание новых предметов?

Смотрю вокруг, пытаюсь найти что-то в интернете, книгах, музеях. Путешествую по Европе, много чего вижу, это сильно расширяет кругозор. На данный момент люблю посещать наши музеи, потому что сейчас очень много проходит выставок на тему русского стиля и народного искусства.

А что «народное искусство» значит для вас и как вы понимаете «российский дизайн»?

Для меня в народном искусстве нет каких-то комплексов и рамок. Это естественное самовыражение людей, связь поколений на основе традиции. Народное искусство отличается особенной душевностью, живостью, сказочностью. Что касается российского дизайна, для меня это переосмысление художественного наследия нашей страны, авторский дизайн высокого качества с использованием натуральных материалов. В последнее время произошли качественные изменения. Русским дизайном стали интересоваться внутри страны и за границей. Есть тенденция, признания наших дизайнеров, кое-кого стали даже копировать. Россия страна лесистая, много природных ресурсов, поэтому мы хорошо вписываемся в тренд на создание вещей из массива и новых эко-материалов.

Можете описать портрет вашего покупателя?

Мой покупатель хорошо разбирается в истории и искусстве, ему 30- 50 лет, он хочет иметь авторские вещи ручной работы с национальным духом из натуральных материалов, которые со временем становятся только лучше.

Игрушки из дерева

Вы являетесь участником выставки «Точка опоры. Новое народное». Расскажите немного об объектах, которые вы представили на выставке.

На выставке представлена серия из двух комодов, рамы для фотографий, декоративные панно и деревянные игрушки.

Комод «Чертополох» был первым предметом, который я сделал под заказ. Длиной он почти два метра, выполнен из дуба и декорирован большим количеством резьбы с росписью, по концепции является продолжением предметов Абрамцевской столярной мастерской. Идея его создания пришла, когда я просматривал эскизы Елены Дмитриевны Поленовой. У нее была сказочная дверь в Абрамцевскую столярную мастерскую. Центральная тема комода – большая корона-кокошник, на которой вырезана резьба в виде чертополоха.

Второй комод этой серии, более компактный и выполнен из хвои, представлен как мастер-модель 1 к 1, для последующего выпуска небольшого количества комодов уже в дубе.

Рамки для фотографий и декоративные панно мы делали с моей супругой тоже в русском стиле, с резьбой и росписью.

Также на выставке представлены деревянные игрушки, созданные мной на основе игрушек русского севера с интересным названием «Панка». Еще в училище этот стиль в игрушке мне очень понравился, но я начал делать их уже для своих детей и всего несколько лет назад. От традиционной технологии и формы я уже ушел достаточно далеко, выработал свой стиль, но главное осталось, игрушка это символ, чистый силуэт, интересные фактуры и покраска. На создание одной игрушки от задумки до реализации уходит примерно 2-3 дня.

Комод ручной работы

Если поговорить о системе образования. Чего на ваш взгляд не хватает дизайнерам в российских училищах, школах и вузах?

Мне кажется, что в первую очередь не хватает современной материально-технической базы с четкой стратегией развития вуза. Программ по обмену опытом, лекций практикующих дизайнеров  и выездных практик на производства. Программы по продвижению в соц.сетях, СМИ, ораторского искусства!

Не хватает заинтересованных в дизайне руководителей. Одним из хороших исключений  могу считать родную Строгановку, на примере кафедры дизайна мебели, которую возглавляет Кирилл Николаевич Чебурашкин, где мы видим современный уровень подготовки специалистов.

В январе вы участвовали в новогодней ярмарке, продавали свои изделия. Скажите, а какие каналы продаж вы используете?

Ярмарка на тему «Зима в Подмосковье» проходила в поселке Дубровицы. Я подумал, что самым подходящим форматом для ярмарки будут игрушки и всего за две недели начал готовиться. Мне пришлось резать их и на самой ярмарке, т.к. они пользовались спросом. Это было интересным вариантом вовлечения покупателей, своего рода перфоманс. И дети и взрослые были в восторге: они не представляли, что можно делать игрушку, прямо на улице.

Клиентов я нахожу в социальных сетях (Инстаграм, Facebook, ВКонтакте) и через сарафанное радио. На реализацию в магазины я пока свои изделия не отдаю, да и по цене они тогда будут менее доступными для покупателя.

Игрушки ручной работы

Над чем работаете сейчас?

Запускаю в производство несколько  средних комодов «чертополох» и делаю их из дуба. Разрабатываю новые игрушки и объединяю их в наборы, которые будут называться «Животные русского леса» и «Кони». Занимаюсь поиском новых интересных  заказов на мебель и предметы интерьера в русском стиле. Провел учебный курс по резьбе «Живая игрушка» в «Простой школе», все остались очень довольны.

Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать дизайнер, чтобы быть успешным?

Дизайнер должен постоянно профессионально самообразовываться, творчески развиваться, быть открытым и целеустремлённым, иметь хорошее чувство юмора.

Коммерческое предложение дизайнерам
Авторы