Сумка /avos’ka/. Интервью с победителем конкурса «Придумано и сделано в России»
Анастасия Несудимова – дизайнер, основатель марки «Пока-Пока», выпускающей оригинальные сумки и одежду. Сумка /avos’ka/ стала фаворитом жюри на конкурсе «Придумано и сделано в России» . Модель победила в категории «Аксессуар» номинации «Дизайн-продукт».
Анастасия, расскажите о себе
Я графический дизайнер в первую очередь, не дизайнер одежды. Сумка, которая победила в конкурсе русских дизайнеров, была создана не «профессионалом» своего дела, а энтузиастом.
Как и весь мой проект «пока-пока» был создан в первую очередь не для коммерции, а для удовлетворения собственного желания. Мне просто хотелось работать с маркой одежды, чей стиль походил бы на мой, имел ценности схожие с моими, и всё это отражалось в облике, цвете и форме. Я не нашла этого среди существовавших на тот момент марок, поэтому появился «пока-пока».
И речь не о том, что я слишком придирчивая к русскому fasion. Я рассматривала их, думала «чем я могу, как дизайнер, пригодиться в этой компании?» и понимала, что либо марка ещё очень маленькая и им от меня ничего не надо, либо что их концепт совсем далек от моего мироощущения. Ну, не могу я, к примеру, с серьезным лицом работать с рокер/блэк/витч марками, хотя понимаю, что это близко для определенной аудитории.
Со стрит-стилем в одежде и 90-ми та же история. Не моё, и всё тут.
Почему вы решили заниматься дизайном в принципе и выбрали fashion-индустрию?
Как-то в университете преподаватель сказал, что вся мода – это театр, а я запомнила. Со школы дружу с актерами. Нет, актрисой быть или моделью меня не тянуло, а вот находится рядом с такими людьми и общаться – да. Почему этот парень оделся как петух? Почему эта прекрасная образованная девушка выглядит как сельская курочка? С тех пор я просто отношусь к одежде по-другому и пытаюсь каждый раз разгадать, что же за человек прячется под этими кожаными брюками или накачанными губками.
Я понимаю, что своим дизайном даю людям другие шифры. К примеру, яркой красной сумкой /solnishko/ они могут не только выразить свой характер, но и любовь к Японии. Не каждый это увидит и это прекрасно.
Меня забавляет этот декодинг реальности, но я чувствую, что скоро двинусь куда-то ещё.
Вы получали дополнительное образование, не в связанное с дизайном?
Дизайн был и будет моим главным занятием. Через него я могу выражать свою точку зрения, видение будущего, любовь к прошлому, отношение к происходящему – да, Боже, вообще всё что угодно. А могу создать безликую вещь, которая будет выполнена по ТЗ заказчика и отражать его видение. Второе меня мало впечатляет.
Что в начале карьеры как дизайнера было сложнее всего?
Уважать свое время. Ненавижу пустые разговоры, которые ни к чему не ведут. Отчасти отказалась от общения с дизайнерами, так как ни обмена опытом, ни конструктива это не давало.
Что для вас главное в работе сейчас?
Отказаться от лишнего.
Поймала себя на мысли, что зачастую мой день проходит как огромное сборище звонков, сообщений, просьб куда-то что-то отправить/сделать. Кто все эти люди? Что им от меня нужно? После ответа на эти вопросы для себя, стала реже брать трубку и отвечать на почту.
Вообще, я начала много времени проводить с самой собой. Супер. Очень нравится. Столько идей в голове, оказывается, есть.
В вашей работе есть рутина?
Управление другими людьми. Нет, я бы даже сказала «мотивация других людей на работу». Иногда даже деньги не помогают, люди, которых я приглашаю в проект просто сливаются, исчезают, заболевают, делают всё через «не могу».
Понимаете, у меня нет такой проблемы. Я могу проснуться в 7 утра и начать работать, оставаться в мастерской допоздна, носить тяжелые рулоны, если понадобится. И мне не нужно объяснять, зачем это, что это принесет и т. д.
Я нашла выход – теперь я работаю одна и в исключительных случаях подключаю сторонних людей.
Об объекте (призер конкурса «Придумано и сделано в России») – как называется объект?
/avos’ka/ – это кожаная сумка, с более чем 200 металлическими элементами и ручным плетением ручек-колец. Это современная реплика на советскую авоську, только с моей вы помимо рынка можете пойти на любое party.
Почему модные девушки в Нью-Йорке могут себе позволить ходить на вечеринки с аксессуарами местных дизайнеров, а наши нет? Я стараюсь создать для своих своё.
Опишите технологию изготовления.
9-10 часов уходило у нашей команды на создание 1 сумки. Один человек режет кожу, вторая намечает проколы, третий дырявит и ставит хольнитены (металические закрепки), потом всё это собирается, сшивается дно и вручную плетутся две упругих ручки-кольца. Помню, у нас на одни ручки уходило больше часа на плетение.
Но опять же повторюсь, мы не про коммерцию в тот момент думали.
Как пришла такая идея?
Сложно сказать. Я стараюсь быть в курсе того, что происходит в мире сейчас. В то же время интересуюсь историей России. Где-то между и возникла идея.
Опишите концепцию объекта
Правда не люблю вопросы о концепциях и идеях, в силу того, что слышу эти слова в работах постоянно. Этот звуковой шум мешает. Считаю, что, если что-то не считывается и непонятно – промах дизайнера и его команды, либо ориентировано на другую аудиторию.
Как вы решили принять участие в конкурсе «Придумано и сделано в России»?
Меня настойчиво приглашали кураторы выставки, хотя я сначала думала, что это шутка какая-то.
Сколько работ вы представили?
Я представила 2 работы, одну из которых взяли, а вторую оставили «на попозже».
Вторая была тоут-сумкa /duga/, в которой форма сумки держится за счет выбора определенного сорта кожи. И опять же вручную плетеные ручки, по внешнему виду напоминают дугу, которая являлась раньше частью упряжки коней.
Выставка положила начало Галерее российского дизайна. Дайте определение термину «Российский дизайн».
Россия как страна существует меньше 30 лет. О каком российском дизайне можно говорить) Иногда мне кажется, людям лишь бы ярлыки навесить. Давайте сначала создадим, а вот лет через сто пусть потомки разбираются и спорят, что же это было и кому принадлежит. Где там был Советский, где российский, где украинский и т. д. дизайн.
Некоторые из-за предлогов чуть ли не с вилами друг на друга идут, о каком «российском» тут можно говорить. Будем толерантны.)
Над чем вы работаете сейчас?
Сейчас я завершаю мерч для группы Комсомольск и оформляю весеннюю выставку в Манеже. Как я уже говорила, я графический дизайнер в первую очередь, и я рада, что швейные знания расширили мои представления о том, что и как можно исполнить. Однако останавливаться на изготовлении изделий я не хочу.
Что хотелось бы делать дальше?
Развиваться. Хочу своими глазами увидеть, как работают мастодонты рынка. Стать частью их команды? Возможно. Хочу больше практики и новых людей вокруг, поэтому рассматриваю вариант переезда из Петербурга.
Какого хотели бы достичь результата?
Максимального. Ну, правда, в плане карьеры дизайнера потолка я не вижу. Продолжу работать со сферой культуры и моды, а там посмотрим. На самом деле схема моей работы очень проста, если проект отражает мои ценности – я в нём. Стоит чему-то поменяться – я выхожу. Так, к примеру, я не сотрудничаю в брендинг-агенствами. Не хочу быть в ответе за то, что они для алкогольных компаний создают. Не моё это.
Нужно с иностранными музеями поработать кстати.
Какими каналами продаж своих товаров вы пользуетесь? Назовите 3 самых эффективных.
Шоурумы, инстаграм и маркеты локальных дизайнеров. Все три отлично работают, но я предпочитаю маркеты, так как они позволяют вживую общаться с покупателем и сразу же получать фидбек.
Какими качествами должен обладать дизайнер, чтобы быть успешным?
Уверенность в себе и настойчивость. На мой взгляд это, вообще, одни из самых главных качеств для создающего человека.