«Красные куклы» и «Невидимый авангард». Интервью с победителями конкурса «Придумано и сделано в России»

В Центре Моды и Дизайна D3 Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства до 15 февраля проходит выставка номинантов и лауреатов конкурса «Придумано и сделано в России». Объекты, победившие в конкурсе, положили начало Галерее предметов российского дизайна. Это первая московская площадка, на которой можно увидеть экспонаты современных авторов и производителей России.

Каждую неделю Design BasicDecor будет рассказывать вам о победителях конкурса, организованного музеем.

Гран-при получила коллекция «Красные куклы». Авторы, Саша Браулов и Нася Коптева, семейный дуэт предметных дизайнеров из Санкт-Петербурга. Они получили и еще один приз на конкурсе. Органайзер-конструктор «Невидимый авангард» выиграл в номинации «Дизайн-продукт» в категории «Предмет интерьера».

В 2014 году Александр и Анастасия запустили проект 52 FACTORY. В 2015 г. марка дебютировала на SaloneSatellite WorldWide Moscow с канцелярским набором «Русский авангард», дизайн которого создан под вдохновением от советской архитектуры 20–30-х годов XX века.

В 2016 ещё один проект, посвященный русскому авангарду (настенный органайзер-конструктор из акрилового стекла «Невидимый авангард»), занял 2 место на SaloneSatellite WorldWide Moscow и дал возможность авторам представить работы в Милане на выставке Salone del Mobile (SaloneSatellite’17).

Российские дизайнеры

Редакция Designbd.ru встретилась с дуэтом 52 FACTORY и попросила рассказать о творчестве и работах, получивших призовые места в конкурсе «Придумано и сделано в России».

Почему вы решили заниматься предметным дизайном?

Изначально предметный дизайн был просто одним из семейных хобби (те, кто знает нас давно, помнит, что мы всегда придумываем себе совместные дела — занимались мэйл-артом, сильно увлекались экспериментальной фотографией и что только еще ни делали), а предметный проект, как часто бывает, вырос из желания создавать предметы для организации пространства в собственном доме.

Так мы придумали нашу воображаемую фабрику, 52 FACTORY.

Всё, что делаем — очень личное, и за каждым предметом всегда есть история, которая нас действительно волнует и трогает. Для нас предметный дизайн — самый понятный способ исследования и познания мира, такой универсальный язык, позволяющий рассказать о важном.

У вас есть образование не в сфере дизайна?

У обоих маркетинговое образование

Как влияет ваша профессия на дизайн-проекты?

Профессия, а скорее даже просто понимание процессов с точки зрения маркетинга, конечно, помогает, особенно в работе с крупными заказчиками. Помогает услышать людей из бизнес-среды, им не нужно объяснять многие вещи про позиционирование, сегменты, целевую аудиторию. Обычно это сильно экономит силы и время всех участников, позволяет нам предложить что-то интересное достаточно быстро. 

Работа на конкурсе

Что в начале карьеры как дизайнеров было сложнее всего?

Самое сложное — слышать изо дня в день «это невозможно», чаще — от производств, и продолжать заниматься всем этим.

Что для вас главное в работе сейчас?

Приносить пользу.

В вашей работе есть рутина?

Чаще всего, именно в процессе разработки, у нас весело — мы искрим и даже особенно радуемся сложным задачам. Но, безусловно, есть отдельные части работы, которые вызывают меньше воодушевления — обычно они связаны с организационными моментами, тестированиями производств, документооборотом.

Как вы справляетесь с рутинной работой?

Стараемся не забывать, для чего мы это делаем. Пока всегда помогало.

Как вы решили принять участие в конкурсе «Придумано и сделано в России»?

Мы получили приглашения сразу от нескольких людей из индустрии и, конечно, не могли не попробовать.

Сколько работ вы представили?

На конкурс мы представили 3 коллекции, все из которых прошли отбор для участия в выставке, которая сейчас идет во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства, 2 работы — победили.

Была, признаться, надежда, что один из наших предметов будет отмечен в одной из номинаций, но получение Гран-при и одновременно победа в номинации — вот это стало для нас совершенной неожиданностью.

Процесс изготовления игрушек

Серия кукол-игрушек «Красные куклы» получила Гран-при конкурса. Расскажите, как они изготавливаются?

Лаконичные и графичные формы выпиливаются на фрезерном станке из массива бука по чертежам авторов. Затем они вручную обрабатываются и расписываются акриловыми красками и лаками в несколько слоев.

Для нас было принципиально оставить ручную роспись, не заменяя её на УФ-печать или шелкографию — это своего рода дань техникам, характерным для традиционной русской игрушки.

Это детская игрушка?

Оказалось, многие думают, что «Красные куклы» — только детская история, но это совсем не так. Это предметы и просто для человека, который увлекается современным дизайном, ценит эстетику русского авангарда и славянской традиционной игрушки, которому интересно искать рифмы между традиционным и современным и кто неровно дышит к предметам с историей.

Как появилась коллекция?

«Красные куклы» были придуманы для нашей дочки, как подарок на ее рождение. Нам хотелось создать памятные предметы, которые бы транслировали чуть больше о традиции и пересечениях двух граней русской культуры, к которым мы относимся с таким трепетом.

Игрушки

Какая концепция лежит в основе этой серии?

Коллекция кукол-игрушек — результат исследования символов и форм традиционной русской игрушки в контексте поиска смысловых и визуальных рифм с графическими работами художников русского авангарда. 

В 9 предметах, полученных в процессе эксперимента по сочетанию традиционных и авангардистских образов, подчеркивается единство истоков тканевых паттернов 20-30 годов и ключевых для древнеславянской культуры символов (солнца, воды, земли и др.), которые присутствовали и на старинных русских игрушках, и в русской архитектуре, живописи и литературе. 

На переосмысленные традиционные формы были нанесены принты, созданные по мотивам текстильных и графических работ художников-авангардистов Варвары Степановой, Любови Поповой, Александра Родченко, Ильи Чашника и Казимира Малевича.

Дизайнерский органайзер

«Невидимый авангард» - настенный органайзер победил в номинации «Дизайн-продукт». Здесь вы уже использовали акриловое стекло, а не дерево. Это типичный материал для ваших работ или использование синтетических материалов нехарактерно для ваших работ?

Нам близки природные материалы и фактуры, начинали с объектов из дерева и фанеры, но постепенно в наши предметы проникли и иные материалы. Акриловое стекло, например, из их числа. 

Выбор материалов зачастую обусловлен концепцией, которая лежит в основе предмета, доступностью подходящих под идею технологий. Среди важных ограничений, которые мы сами себе устанавливаем и учитываем при выборе — возможность произвести предмет, не создавая большого количества отходов, мусора.

Так, например, когда мы начали работать над прототипом прозрачного органайзера, обнаружили, что в процессе его производства остаются аккуратные элементы из акрилового стекла. Чтобы использовать материал на 100%, на основе этих деталей мы создали другой предмет, прозрачный конструктор для архитекторов, особенно удобный, чтобы строить небольшие модели конструктивистских зданий. 

Все детали настенного органайзера вырезаются лазером из прозрачного акрилового стекла разной толщины. Звучит достаточно просто, но, чтобы предмет собирался, а элементы органайзера держались в пазах, потребовались долго экспериментировать с материалами, станками и учитывать в расчетах до десятой миллиметра.

Для кого этот объект?

Изначально предмет создавался для таких же влюбленных в архитектуру русского авангарда, как и мы сами. По факту его оценили и просто те, кто испытывает страсть к красивым объектам для организации пространства вокруг себя, ценят предметы, которые являются результатом исследования, предметы с историей.

Как пришла такая идея?

Нас сильно волнует тема исчезновения наследия архитектуры русского авангарда, робкая и подчас незаметная для многих красота этих архитектурных шедевров. Вместе с тем нас увлекает вопрос организации пространства вокруг человека, поэтому появление такого предмета было делом времени, идея сложилась очень быстро и сразу было понятно, что предмет должен быть прозрачным, будто растворяющимся в пространстве. Сложнее оказался сам процесс исследования, реализации модульной системы, тестирования прозрачных материалов/оптимальных размеров/форм.

Малый органайзер-конструктор из прозрачного акрилового стекла посвящен недооцененной и оттого подчас невидимой красоте архитектуры русского авангарда. 

Органайзер

Что входит в органайзер?

Он состоит из 9 функциональных элементов (колба для цветка, магнитный держатель для фотографий, ёмкость для письменных принадлежностей и др.), прообразами для которых послужили формы оконных проемов и другие конструктивные элементы 12 знаковых зданий архитектуры авангарда, построенных по проектам 21 архитектора и инженера в 9 российских городах. 

Модульная конструкция органайзера позволяет каждому человеку фантазировать и создавать уникальный предмет в соответствии со своими потребностями.

Выставка «Придумано и сделано в России» положила начало Галерее предметов российского дизайна. Дайте определение термину «Российский дизайн».

Динамично развивающяяся область деятельности, которая помогает вспомнить, про что мы и откуда.

Над чем вы работаете сейчас?

Сейчас делаем пару своих предметов, один из которых — для Фанни. Доводим до ума предметы, которые разрабатывали для сторонних брендов — в том числе для одной очень крупной зарубежной компании. Ведем переговоры о коллаборациях сразу с несколькими близкими нам по духу компаниями, для которых тоже хотелось бы создать что-то приятное.

Что хотелось бы делать дальше?

Хотелось бы заниматься социально-значимыми проектами, ответственным дизайном. Кроме того, с появлением дочки, нам стала особенна близка и интересна детская тема, поэтому не исключено, что будем работать и в этом направлении. А так про будущее есть главное желание — чтобы, как и сейчас, ёкало и эта наша игра в предметный дизайн никогда не заканчивалась.

Какого хотели бы достичь результата?

Создавать предметы для по-настоящему лучших компаний в своих областях, известных, с огромным опытом, сильной историей, впечатляющими доступными технологиями и созвучными нашим ценностями.

А ещё у нас есть огромное желание внести посильный вклад именно в развитие отечественного предметного языка, создавать предметы в разных областях, но с глубоким культурным смыслом. Больше сотрудничать с российскими производствами. Видеть будущее традиционных технологий и путь, который сделает российский предметный дизайн востребованным, заметным, интересным всему миру и нам самим.

Органайзер-конструктор

Мнение жюри

Елена Титова, директор Всероссийского музея декоративного искусства, член жюри конкурса:

Коллекция игрушек «Красные куклы» — это очень грамотное и изящное соединение форм традиционной русской игрушки (коники, медведи, петушки), авангардных паттернов и символов славянской культуры. Это прекрасный образец того, как современные дизайнеры могут работать с наследием, интерпретируя его довольно смело, но с придыханием, с восторгом, с уважением, немного упрощая формы, создавая актуальные, востребованные и функциональные предметы. 

Это не один предмет, а «семья игрушек», которая позволяет ребенку составить в своем воображении целый рассказ, сказку, с различными героями. В каком-то смысле данная работа отсылает нас к матрешке, которая изначально создавалась именно как игрушка, а впоследствии стала едва ли не главным национальным образом России. 

Также немаловажно, что это полностью ручная работа, ручная роспись и, конечно, сразу чувствуется рука мастера, его индивидуальный почерк. Преемственность традиций, новое прочтение знаковых образов русской культуры, очарование ручного труда, пожалуй, эта коллекция — квинтэссенция всех смыслов, которые мы закладывали в концепцию проекта «Придумано и сделано в России». Именно поэтому Александр Браулов и Анастасия Коптева стали обладателями Гран-при.

Поделиться статьей:
Не смогли дозвониться?
Перезвоним и сделаем подарок!
Укажите номер телефона