всего самого интерьерного

Кольца Industrial. Победитель в категории «Украшения» конкурса «Придумано и сделано в России»

25 января 2019

В Центре моды и дизайна D3 продолжается выставка работ победителей конкурса «Придумано и сделано в России». В категории «Украшения» номинации «Дизайн-продукт» победила коллекция колец Industrial. Ее авторы — Игорь Комов, основатель ювелирной марки «Алхимия», Екатерина Комова и Юрий Зотов.

Редакция BasicDecor поговорила с Игорем Комовым о ювелирном дизайне, концепции предметов и российском дизайне.

Кольца Industrial

Игорь, расскажите о себе. Почему вы решили заниматься дизайном ювелирных изделий?

Я выпускник МАРХИ, куратор курса «Ювелирный дизайн» в Британке, профессиональный дизайнер и руководитель марки «Алхимия», работа которой и победила в конкурсе.

Ювелирный дизайн (наряду с одеждой) -  самый близкий к телу человека дизайн, и мне всегда очень импонировала такая тесная связь материальных предметов и их носителей. Кроме физического соседства, происходит и какая-то более тонкая связь, ведь не случайно первые украшения, которые человечество вообще создавало, как правило,  носило мистическую функцию, и только позже вопросы социального статуса вышли на первый план.

Если говорить про меня, то 10 лет назад, когда мы с моей будущей супругой только начинали рисовать самые первые эскизы, найти действительно интересные украшения в России было крайне сложно, в основном это были штучные работы художников-ювелиров, а рынка ювелирного дизайна как такового не существовало, и шанс стать пионерами в этой сфере нас очень привлекал. Кроме того, собственная ювелирная марка подразумевает относительно свободное творчество, в отличие, например, от частной архитектуры, где зачастую правила диктует заказчик.

Ювелирные дизайнеры Игорь и Екатерина Комовы

Игорь и Екатерина Комовы

У вас есть дополнительное образование?

Только МАРХИ. Кстати, у архитектуры и ювелирного дизайна гораздо больше точек пересечения, чем можно было бы предположить: методы трёхмерного моделирования, объёмное проектирование, средовой подход и так далее.

Что в начале карьеры как дизайнера было сложнее всего?

В карьере дизайнера сложнее всего – административная работа. Наверное, это относится больше к предпринимательству, но всё действительно так: если хочешь создавать свою марку, то 95% времени будет занято вопросами управления, найма, финансов, организацией производства и прочих «сопутствующих» собственно разработке дизайна вещей. Это было очень неожиданно, на самом деле. Наверное, почти все дизайнеры, которые создают свои компании, проходят через это странное открытие.

А что для вас главное в работе сейчас?

Найти баланс между всеми этими активностями. Мы говорим про дизайн украшения, но есть же ещё дизайн витрины в магазине, дизайн вебсайта, дизайн коммуникации между нами и покупателем. Всё это складывается в дизайн опыта того человека, который решил купить наше украшение. И, например, если у вас есть качественный дизайн продукта, но нет дизайна корпоративной культуры (даже в команде из 10 человек) – ваша марка не будет функционировать эффективно. Привести всё это в баланс – и есть самое главное для меня сейчас.

Ювелир Юрий Зотов

Ювелир Юрий Зотов

В вашей работе есть рутина? 

В дизайне украшений – разве что создание размерного ряда для уже существующих колец: увеличить на 10%, проверить толщины, посчитать вес, повторить… Эту рутину пока нельзя поручить искусственному интеллекту.

В остальных областях рутины, конечно, в разы больше, и здесь помогает делегирование.

В категории «Украшения» номинации «Дизайн-продукт» победила коллекция колец Industrial. Опишите технологию изготовления.

На конкурс мы представили кольца из титана и серебра, но серебряная (внутренняя) часть может быть выполнена из золота.

Мы использовали технологию трёхмерной печати титаном, которая называется SLM (Selective Laser Melting, выборочное сплавление лазером), когда лазерный луч в камере принтера послойно спекает металлический порошок. Затем заготовка обрабатывается химически, далее на пескоструйной машине, и потом к титановой внешней части мы добавляем внутреннюю часть из серебра, которая создаётся методом литья по выплавляемому воску и дальнейшей полировки. Обе части тщательно механически подгоняются друг к другу, чтобы внутренняя часть встала «враспор», ведь серебро нельзя спаять с титаном, во всяком случае, с помощью ювелирных инструментов.

Дизайнерские кольца

Как вам пришла такая идея?

Моё маленькое исследование показало, что мало кто представляет, на что будут похожи традиционные обручальные кольца через 5, 10, 20 лет непрерывного ношения. Примерно половина колец, которые я видел, деформируется, а фактуры на них стираются. Серебро и золото – сравнительно мягкие металлы.

Титан же, прочнее многих марок стали, и то, что у наших колец «оболочка» из титана, надёжно защищает их от повреждений и деформации. Наши кольца могут носить и мужчины, и женщины. Это «технологическая» часть концепции. Она, по сути, определила и эстетическую часть. Мы решили, что раз используем титан (и не стесняемся этого), то и эстетику тоже нужно взять из промышленности. Дальше я исследовал, какие бывают «самые промышленные» универсальные паттерны, и сделал трёхмерные модели по их мотивам.

Для кого эта коллекция?

Для всех любителей промышленной эстетики, а также для тех, кто хочет купить себе по-настоящему вечные обручальные кольца (именно так мы хотим их позиционировать).

Сколько работ вы представили на конкурс? 

Всего на конкурс можно было подать три работы, поэтому кроме колец «Индастриал», мы также подали наши серебряные пуговицы «Анима» и коллекцию «Кочевники». Пуговицы тоже прошли в финал, вероятно, тоже из-за хитрого технологического решения внутри, и сейчас выставлены в Музее. Каких-то больших ожиданий у нас не было, на конкурсы обычно подаётся много работ, и победа, как мне кажется, есть результат не только качественной работы, но и удачи.

Выставка положила начало Галерее российского дизайна. Дайте определение термину «Российский дизайн».

На самом деле, в дизайне как процессе проектной деятельности, я не вижу каких-то особенных национальных черт (помимо нашей привычки «полагаться на авось». Ладно, это шутка). Само проектирование – универсально и опирается на общие для всех наций законы выразительности и эргономики. Другими словами, и в России, и в Японии, и в США дизайнер делает одно и то же: решает проектную задачу любыми доступными ему методами.

Но если говорить про эстетику, то там, конечно, дизайн может многое почерпнуть из национальной культуры, если перед дизайнером стоит такая задача.

Оригинальные кольца

Над чем вы работаете сейчас?

У «Алхимии» в любой момент времени 2-3 коллекции в разработке. Сейчас мы расширяем обе представленные на конкурс коллекции другими видами изделий («Аниму» – серьгами, кольцами и брошами, «Индастриал» – серьгами и подвесками), а также работаем над новыми сериями.

Что хотелось бы делать дальше?

Останавливаться, конечно, не планируем. Меня как дизайнера очень интересует процесс «электрификации» и диджитализации ювелирных изделий. Сейчас, по сути, два отдельных направления, назовём их «украшения» и «гаджеты», уже начали перемешиваться. Например, я общался с производителями платёжных колец, и они заинтересованы в том, чтобы от «сервисного», технического дизайна своих изделий перейти к более эстетически интересным моделям. И обратное влияние тоже происходит: в украшениях, которые сами по себе не являются ни фитнес-трекерами, ни платёжными устройствами, дизайнеры пробуют использовать светодиоды.

Какого хотели бы достичь результата?

Хотели бы показать дизайнерскому сообществу и людям из разных стран, что в России есть качественный дизайн.

Назовите 3 самых эффективных канала продаж.

Соцсети, оффлайновые магазины, вебсайт. 

Какими качествами должен обладать дизайнер, чтобы быть успешным?

Он должен быть таким Да Винчи, «универсальным человеком»: с одной стороны – уметь точно и глубоко исследовать выбранную тему, а с другой – быть чутким к эстетическим тонкостям, обладать эмпатией. Мне кажется, что оба этих качества: точность мышления и творческая восприимчивость, редко бывают врождёнными, обычно какая-то сторона лидирует с большим отрывом. Но, по собственному моему опыту и опыту моих студентов, их можно развивать.

Коммерческое предложение дизайнерам
Авторы