Интерьерная фотосъемка. Как снять интерьер без фотографа

Качественные интерьерные фотографии – доказательство мастерства и умений дизайнера. И если нет желания или средств заказывать услуги фотографа на каждый проект, стоит научиться делать презентабельные снимки самостоятельно.

В этой статье фотограф Дмитрий Давыдов рассказывает, как дизайнеру снять интерьер без профессионального фотографа.

На основе статьи Дмитрия мы подготовили для вас шпаргалку. Скачать.

Дмитрий Давыдов, интерьерный фотограф и панограф: 

Для многих интерьерных дизайнеров, особенно начинающих своё дело, стоит острый вопрос о подготовке фотографий для личного портфолио. И вообще, нужно ли делать фотографии своего дизайнерского продукта? Ведь можно обойтись и 3D моделями, созданными на компьютере. Попробуем разобраться в этом вопросе.

Нужно ли делать фотографии созданного интерьера? Мой ответ - однозначно да! Поясню почему. Как протекает работа дизайнера? Сначала рождается идея. Затем она формируется в проект. Чтобы донести смысл идеи до заказчика, дизайнер проделывает кропотливую работу по созданию визуального контента: двухмерный эскиз, созданный в 3D редакторах, скетчи или полноценная 3D модель. Далее, спустя десятки бессонных ночей, нескольких литров выпитого кофе, потраченных нервов и сил на переделку эскизов, заказчик, наконец, согласовывает проект.

Спустя ещё время, работа закончена. Ура! Изначальная идея материализовалась во вполне ощутимые элементы декора, подобранную мебель и в целом воплотила вашу дизайнерскую мысль. Клиент доволен, вы счастливы.

А теперь задумаемся, как запечатлеть результаты работы? На сегодняшний день вариантов несколько: видеопрезентация, виртуальный 3D тур и фотография. Все они по-своему хороши, но остановимся на фотографии. Наработки, созданные на компьютере, не отображают конечного результата проделанной работы. Да, сейчас программное обеспечение позволяет делать достаточно натуралистичные эскизы, например, как на фото 1.

Эскиз интерьера ванной комнаты

Фото 1. Эскиз созданный на компьютерном ПО

Но они всё равно останутся лишь виртуальной моделью, которая не даёт визуальной информации о конечном продукте.

Так для чего сохранять этот конечный продукт? Во-первых, качественные интерьерные фотографии являются подлинным доказательством вашего мастерства и умений как дизайнера. Во-вторых, фотографии будут выступать в роли визитной карточки и визуальной рекламы ваших услуг. В-третьих, фотографии являются вашим авторским портфолио, которым вы вправе распоряжаться по своему усмотрению. Наполнение сайта, контента групп в социальных сетях и пабликах по дизайну, печать в дизайнерских журналах, рекламных брошюрах, буклетах и на баннерах. Думаю, этих аргументов хватит, чтобы ответить на вопрос, а нужно ли фотографировать свой конечный дизайнерский продукт.

Не всегда есть возможность, а у кого-то и желание, заказать услуги профессионального фотографа. Как качественно сфотографировать интерьер в этом случае? Отвечу на этот вопрос, опираясь на собственный опыт. Хочется добавить, что сделать действительно качественное фото, может только фотограф, обладающий опытом съёмки интерьеров. На это влияет множество технических аспектов, которые в данном цикле статей я разбирать не буду. Но любой дизайнер, который хоть раз держал в руках камеру, улучшит результат, прислушавшись к данным советам.

Для удобства и наглядности советы разделены по пунктам и расположены в порядке, ориентированном на сложность процесса съёмки и финансовых вложений.

Съёмку можно производить на устройства довольно широкого диапазона, начиная от смартфонов, планшетов, недорогих цифровых фотоаппаратов - "мыльницы" и заканчивая зеркальными фотоаппаратами начального, среднего или профессионального уровня. У всех перечисленных устройств конечный результат будет разным. Не буду акцентировать внимание на отдельных устройствах, а напишу в общем о том, как надо снимать интерьеры.

Итак,

Совет 1. Наведите порядок.

Не спешите снимать. Внимательно осмотритесь. Выделите объекты, которые не вписываются в общую картину интерьера. Необходимо убрать всё лишнее. Разбросанные личные вещи, пузырьки и баночки косметики, если того не предполагает задумка съёмки, фены, утюги и т. д. Не стесняйтесь просить об этом заказчика или хозяев помещения, которое вы будете снимать. Иначе может получиться как в случае, когда я снимал кальянную. Фото 2 и 3.

Фото 2

Фото 3

При съёмке я не заметил шикарный кусок вяленного мяса, накрытый белым покрывалом. Он отлично бы вписался в интерьер, если бы я вовремя заметил эту ошибку. Поэтому при обработке сразу нескольких фотографий, пришлось потратить время, исправляя эту оплошность в программе Photoshop.

Избегайте ярких, броских пятен на снимке, выпадающих из общей цветовой гаммы. Скажем, дизайн выполнен в голубых тонах. Заказчик проявил инициативу и прикупил отличную, яркую, красную подушку на диван. Её, скорее всего, требуется убрать. Иначе на снимке она будет доминирующим объектом, отвлекающим внимание. Первое, на что упадёт взгляд при просмотре фото - красная подушка, а уже потом мы будем рассматривать дизайн. Подушка будет раз за разом заставлять взгляд к ней возвращаться.

Следующее, на что следует обратить внимание, это симметрия. Лично я обожаю симметрию. Например, если это стол, вокруг которого стоят стулья, необходимо позаботиться о том, чтобы они стояли ровно и симметрично относительно друг друга и столу. Если это несколько одинаковых объектов, то они так же должны стоять в определённой симметрии.

Подготовка помещения к интерьерной фотосъемке

Фото 4. Выравнивание предметов интерьера перед съёмкой

На фото 4, перед тем, как произвести съёмку, я выровнял мягкие стулья по одной линии, а также относительно столов. Стулья у барной стойки, развернул к камере, выровнял по одной линии и постарался поставить их в одинаковом положении относительно бара.

Конечно, не всегда будет возможность убрать мешающий нам предмет. В таком случае есть три варианта. Первый - оставить всё как есть и довольствоваться результатом. Второй - оставить всё как есть и попытаться произвести ретушь в Photoshop. И третий - попытаться избежать попадания этого объекта в кадр при съёмке. То есть попытаться правильно кадрировать снимок. Примеры на фото 5 и 6.

Подготовка помещения к интерьерной фотосъемке

Фото 5

На этом фото мне не удалось убрать зарядку для пылесоса-робота, так как она приклеена к полу. Единственное, что остаётся сделать при сохранении ракурса, оставить всё как есть. И, если требуется, впоследствии заретушировать её в программе Photoshop.

Изменение ракурса комнаты при съемке

Фото 6

На фото 6, был изменен ракурс, таким образом, зарядка не попала в кадр.

Подведём итоги. Перед съёмкой, советую потратить пять минут на то, чтобы выявить предметы, не вписывающиеся в интерьер, отвлекающие внимание. Навести порядок. Создать симметрию и ровную геометрию в элементах мебели, которые вы в силах передвигать. Придерживаясь всего лишь этого правила, вы сможете улучшит эстетический вид и общее восприятие фотографии.

Совет 2: кадрирование

Ракурс, соблюдение вертикальных и горизонтальных линий при съёмке можно назвать общим словом «кадрирование». Перед нажатием кнопки спуска на съёмочном оборудовании, мы должны максимально приблизить кадр на видоискателе или ЖК экране к конечному результату, который хотим получить на фотографии.

Под ракурсом я понимаю точку зрения, с которой ведётся съёмка объекта или группы объектов. Ракурс очень важен и составляет не менее 50% от положительного восприятия кадра. Это первое, на что зритель обращает внимание, увидев фото. Пусть оно красивое и суперобработанное, но если завален горизонт, восприятие фото сильно ухудшается. Вот несколько правил, которые помогут найти хороший ракурс.

1. Не обрезайте при кадрировании основные объекты интерьера, на которые хотите сделать акцент. Старайтесь гармонично захватить в кадр и вторичные, но интересные объекты.

Кадрирование фото при съемке интерьера

Фото 1. Центральный объект съёмки, барная стойка. Снимок кадрирован таким образом, чтобы захватить её целиком, не обрезая края. В дальнем, левом углу я решил включить в кадр два настенных светильника.

Выбор ракурса при интерьерной съемке

Фото 2. На этом фото я старался поместить красивые подушки, настенные светильники справа и слева и мне понравилась искаженная перспектива ниши на потолке. Её я также постарался поместить в кадр целиком, не обрезая.

2. Снимайте из углов помещения. Это правило позволяет визуально увеличить пространство интерьера, расширить его. Я начинаю снимать из угла, а потом перехожу из угла в угол, фотографируя.

Съемка из противоположного угла помещения

Фото 3. Снято из противоположного угла. Визуально даёт больший охват пространства.

3. Снимайте, держа фотоаппаратуру примерно на уровне человеческих глаз. При просмотре мы не чувствуем себя карликом или гигантом. Это не золотое правило, и если требует кадрирование, мы можем изменять высоту съёмки. Но я в 80% случаев, снимаю с высоты от одного метра до метра восьмидесяти и изредка фотографирую от пола или на вытянутых вверх руках. При этом контроль процесса съёмки ухудшается.

4. И о так называемых линиях. Отнеситесь к этому серьезно. Смысл - при кадрировании зафиксировать камеру таким образом, чтобы горизонт был горизонтальным, а вертикальные линии вертикальными. Для понимания, пример на фото 4.

Кадрирование с учётом линий интерьера

Фото 4. Здесь кадрирование произведено с учётом того, что горизонтали интерьера строго лежат в горизонтальной плоскости без завалов. А вертикали строго вертикальны. На этом снимке я взял за основу ракурса центральную ось, идущую через столы. Мне этот кадр нравится, так как здесь много линий и интересная перспектива, уходящая вдаль.

Как добиться такого результата? Всё просто в понимании, но непросто в исполнении. Для сохранения горизонта и вертикали необходимо при съёмке зафиксировать камеру так, чтобы ось, проходящая через плоскость объектива, была строго перпендикулярна плоскости противоположной стены. На помощь приходит так называемая сетка. Фото 5.

Сетка - это пересекающиеся вертикали и горизонтали. Такой инструмент есть практически на всех гаджетах, оборудованных камерой. Часто по умолчанию сетка выключена. Активируется она в настройках. При кадрировании снимка, необходимо придавать камере такое положение, чтобы линии сетки были параллельны горизонталям и вертикалям интерьера. Это нелёгкий процесс, и перед съемкой придётся изрядно попотеть, чтобы добиться желаемого.

Сетка на ЖК экране камеры.

Фото 5. Пример сетки на ЖК экране камеры.

Подведу итог. Грамотное кадрирование на порядок улучшит восприятие фотографии. Она будет смотреться естественно и привычно для человеческого глаза, не вызывая дискомфорт.

Совет 3: выбор освещения

Освещение – важнейший фактор, влияющий на получение качественных снимков. Чем его больше, тем лучше.

Но свет бывает разный и зависит от его источника. Люминесцентные или лампы накаливания, дневной уличный свет, смешанный... Если в первых двух советах справиться без профессионального фотографа возможно, то в работе со светом сложнее.

Но если вы хотите отснять результаты своих усилий самостоятельно, без специализированного оборудования, то я посоветую работать с естественным, дневным освещением. Оно даёт хороший контраст светотени на снимке, придаёт дополнительный объём. Наполняет помещение живой энергией и теплом. С дневным светом приятно работать, особенно когда в помещении большие окна. Если света недостаточно, то начинаются проблемы, потому что получить приемлемую картинку в подобных условиях без штатива и ручных установок фототехники довольно сложно.

Не буду углубляться в подробное описание таких характеристик как выдержка, размер диафрагмы и ISO, упомяну их вскользь. Но без этих знаний сложно снять действительно качественное фото. При недостаточном освещении, без использования штатива, скорее всего, получится тёмное изображение с плохой резкостью. Можно воспользоваться дополнительным освещением, таким как встроенная вспышка. Но и здесь все непросто.

При работе со светом необходимо знать понятие «цветовая температура». Свет в зависимости от источника освещения подразделяется на тёплый, жёлтый (огонь свечи, камина, лампы накаливания, галогеновые лампы, люминесцентные лампы с цветовой температурой выше 2700К), и холодный, белый свет (солнечный дневной свет, светодиодные матрицы, люминесцентные лампы с цветовой температурой выше 6000К). Цветовая температура вспышки - около 5500К. Поэтому если вы решили использовать встроенную вспышку при съёмке, надо учесть цвет освещения, преобладающий в помещении.

Фото1. Жёлтый, тёплый свет от люминесцентных ламп


Белый и холодный дневной свет при фотосъемке интерьера

Фото2. Белый, холодный дневной свет с улицы

Вспышка, особенно от гаджетов, "бьёт" недалеко. Может появиться неприятный эффект, когда область интерьера, попавшая в зону освещения вспышки, имеет голубоватые оттенки, а задний план полностью уйдёт в желтизну. Смотрится это плохо.

Часто снимаемое помещение бывает внушительных размеров, в котором встроенная вспышка окажется бесполезной. Нет, я не говорю, что вспышкой пользоваться совсем не надо. Но это прерогатива фотографов. И в работе со светом они задействуют различные приёмы: использование цветных фильтров для вспышек, изменение угла подачи светового импульса в потолок или в стены и проч. Это даёт в определённых случаях спасительный эффект, ровного заполнения светом. Можно использовать вспышку дистанционно, заполняя светом те области снимка, где идут явные провалы в тень. И так далее.

Итоги. Советую, проводить съёмку в дневное время, когда помещение залито дневным светом с улицы. Используйте вспышку с осторожностью. Для лучшего результата используйте штатив, если позволяет устройство. При недостатке света включите максимальное количество источников света, доступные в помещении.

Совет 4: ручное управление фотоаппаратом

В предыдущих трех советах я упомянул темы, которые дизайнер, не будучи фотографом и не обладающий специфическими знаниями и оборудованием, в силе применить на практике улучшив результаты своих фоторабот. Но, настало время перейти к более техническим сторонам качественной фотосъёмки интерьеров.

При съёмке интерьеров важно получить фотографию хорошего качества: все объекты чёткие и резкие, фотография максимально сбалансированная по яркости, не было слишком чёрных теней и слишком светлых, пересвеченных, областей на кадре. Рассмотрим несколько советов, как избежать перечисленного.

Разберемся с чёткостью кадра. Данные советы применимы не ко всем устройствам и гаджетам, а касаются некоторых цифровых и зеркальных фотоаппаратов.

Диафрагма

Для получения чёткого изображения по всему кадру, необходимо понимать, что такое диафрагма фотообъектива. Это специальные лепестки внутри объектива. При нажатии на спусковую кнопку, лепестки открываются на величину заданную настройками фотокамеры. Их основная задача - пропустить определённое количество света на матрицу фототехники.

Количество света, попадающее на матрицу, зависит от двух факторов. Это выдержка, время, за которое свет поступает на светочувствительный элемент, и диаметр отверстия, на которое открывается диафрагма. Выдержка выражается в секундах и долях секунды. К примеру, выдержка выражается в секундах от 30 до 1 и в долях, от 1/2 до 1/4000 (на некоторой фототехнике до 1/32000 сек). Диафрагма обозначается диафрагменным числом. Чем оно меньше, тем диаметр отверстия больше.....).

Диафрагмы фотообъектива

При диафрагменном числе f/1.8, лепестки открываются на максимальный для данного объектива размер. При f/22 - на минимальный, света на матрицу фотоаппарата попадает очень мало. Чем меньше диафрагма (большее значение диафрагменного числа), тем более резким становиться получаемый кадр. Но все зависит также от фотоаппарата, на который вы снимаете, и самого объектива.

Оптимальное значение диафрагмы подбирается опытным путём, потому что на различных объективах, при слишком большом закрытии диафрагмы, появляются нежелательные артефакты в виде ухудшения резкости, так называемого "мыла", по краям кадра.

При уменьшении диафрагмы, снижается количество света, проходящего через неё, что необходимо компенсировать увеличением выдержки или чувствительности самой матрицы ISO. Это надо понимать, ведь чем выше выдержка, тем более неподвижным должен оставаться фотоаппарат при съёмке от момента нажатия на спуск и открытия диафрагмы до момента закрытия. Иначе изображение смажется из-за того, что в момент, когда была открыта диафрагма и свет поступал на матрицу, камера двигалась в руках. Чем выше значение ISO, тем больше на снимке появится артефактов в виде шума, как на фото 2.

Значение ISO при фотосъемке

Снимайте в ручном режиме фотоаппарата. Это английская бука M, manual, что переводится как «ручной». Выставляйте сначала диафрагму, не ниже f8, затем значение ISO (чем меньшее значение, тем лучше). Это значение примерно равно 400, 800, 1600 в зависимости от освещения. И в конце выставляем соответствующую выдержку. Скорее всего, она получится слишком большой, чтобы снимать с рук, что скажется на качестве, поэтому советую использовать штатив.

Фокус

Прежде чем нажать на кнопку спуска, необходимо, чтобы объектив сфокусировался на объекте, навел резкость. При съёмке интерьера, нужно, чтобы все объекты, находящиеся на разном расстоянии от фотографа, были резкими. Отключите автофокус объектива и наводите фокус самостоятельно вручную. Если вы фотографируете общий план, то фокусировку производить лучше на объекте, вписывающийся в общую экспозицию и находящийся на дальнем плане. Так получится хорошая резкость на всём снимке. Если вы произведёте фокусировку на объекте, находящемся посередине, между вами и задним планом, то фон фотографии может получиться нерезким, расплывчатым, не в фокусе.

Приведу пример, как я делаю фокусировку. Устанавливаю фотоаппарат на штатив. Включаю ЖК панель в режим видоискателя. С помощью кнопок фотоаппарата устанавливаю максимальное цифровое увеличение, в моём случае это х10, устанавливаю максимальную резкость на самом дальнем, значимом объекте с помощью поворота кольца резкости объектива. Убираю режим увеличения и произвожу съёмку.

Если вы снимаете не на фотоаппарат, а на гаджет, у которого отсутствует режим переключения с автофокуса на ручной, то советую производить фокусировку указав стилусом или пальцем на ЖК экране устройства на дальний объект, присутствующий в снимаемом помещении. После того как устройство произведёт автофокусировку на этом объекте, снимайте.

Автоспуск

Автоспуск - предустановка на фотоустройстве, позволяющая произвести съёмку кадра не сразу по нажатию клавиши спуска, а через время, 3 или 10 секунд.

Когда вы нажимаете на спуск, можете сдвинуть камеру, что повлияет на резкость изображения. Даже если снимаете со штатива. при нажатии на спуск происходят микровибрации, влияющие на конечный результат. А если установить спуск с предустановкой на 10 секунд, то после нажатия на клавишу, кадр будет снят не сразу. За этот промежуток времени, микровибрации успеют затухнуть и не повлияют на качество снимка.

Совет 5: оборудование и... немного денежных затрат

Какое оборудование лучше использовать, чтобы снимки получались отличного качества? Совет 5 носит больше рекомендательный характер, без углубления в детали.

Фотоаппарат

Советую использовать зеркальные полноматричные (или полнокадровые) камеры. Их преимущества при съёмке интерьеров в том, что они выдают большее значение ISO и меньшее количество шума на фотоснимке. Они не дают эффект умножения фокусного расстояния, которые обеспечивают фотоаппараты с не полной матрицей (кропнутые). Если вы используете при съёмке объектив с фокусным расстоянием 10 мм, на полной матрице это будут всё те же 10 мм, а на кропе, при кроп-факторе 1,6, уже 16мм, что ведёт на уменьшение угла обзора снимка. Пример, фото 1.

Влияние кроп-фактора на результат съемки

Фото 1. Иллюстрирует влияние кроп-фактора на результате вашей съемки.

Одним из ощутимых минусов полноматричных фотоаппаратов, является высокая стоимость.

Объектив

Выбор фотообъектива

При съёмке интерьеров советую пользоваться минимум двумя объективами.

Широкоугольным, скажем, с фокусным расстоянием 10 мм, и объективом с переменным фокусным расстоянием, к примеру, 24-70 мм. Широкоугольный объектив позволяет захватывать большее пространство при съёмке интерьера. Второй объектив можно применять при съёмке отдельных элементом интерьера, внимание на которых вы хотите акцентировать.

Придётся раскошелиться на покупку. Оба объектива, среднего качества обойдутся вам примерно в 50-60000 рублей.

Штатив

Использование штатива при фотосъемке

Рекомендую пользоваться штативом. Он позволяет избежать волнения, что помещение будет недостаточно освещено. Установив фотоаппарат на штатив, вы можете задавать необходимые настройки диафрагмы, ISO и выдержки. На все сто процентов вы контролируете процесс съёмки. Со штативом можно пользоваться отсрочкой автоспуска, спусковыми тросиками и пультом дистанционного управления автоспуска.

Источники дополнительного освещения

Средства дополнительного освещения при фотосъемке интерьера
Про вспышки мы уже говорили. Но у интерьерного фотографа на вооружении есть и другие средства дополнительного освещения: источники постоянного освещения и импульсные лампы. Это оборудование помогает фотографу контролировать не только процесс съёмки, но и освещение, независимо от того, достаточно ли света в помещении или нет. Для владения этими знаниями, необходимо быть истинным профессионалом, да и всё вышеперечисленное оборудование стоит не малых денег.

Как качественно сфотографировать интерьер, если нет возможности пригласить профессионального фотографа?

Настало время подвести итоги.

Некоторых положительных результатов можно добиться, позаботившись о грамотном кадрировании и предварительной подготовке к съёмке. Это улучшит эстетическое, визуальное восприятие отснятых фотографий. Договаривайтесь о съёмке в утренние или дневные часы. Дневной свет даст преимущества, придаст фото дополнительный объём. Пользуйтесь вспышкой лишь в самых необходимых случаях. Но не переборщите. Знайте меру.

Если необходимо снимать в вечернее время, (в случае, если в помещении много дополнительного освещения, неоновая подсветка и т. д.), обязательно пользуйтесь штативом. Без него получаться смазанные фотографии.

Освойте хотя бы минимальные знания о том, что такое экспозиция, гистограмма, выдержка, диафрагма, ISO, баланс белого, цветовая температура, фокусное расстояние, глубина резкости. В интернете полно информации. Вам хватит потратить пару вечеров, чтобы поверхностно разобраться в данных вопросах. На практике применить это будет сложно. Но все с чего-то начинали.

Ну и, конечно же, оборудование. Бесспорно, снять на смартфон не получиться в таком же качестве, как на дешёвый зеркальный фотоаппарат. Фотоаппарат обладает широкой возможностью по апгрейду с помощью широкого спектра различных гаджетов и обвеса к нему.

С уважением Давыдов Дмитрий

Поделиться статьей: